Куда мы идем? Нет, это не начало философского трактата, это просто вопрос из любопытства, который я задал после результатов парламентских выборов в Чехии, Словакии и Венгрии. Хотя нас еще ждут польские президентские выборы, но там речь пойдет немного не о том, не о будущем направлении общества. Итак, давайте попробуем посмотреть на результаты выборов через оптику будущего. После вступления в НАТО и ЕС Центральная Европа, вроде бы, потеряла цель, к которой надо стремиться и ради которой стоит вести политические дуэли.
Избиратели ясно дали понять, что они хотят перемен. Во всех трех странах в парламент прошли две новые партии, к тому же было много протестных голосов из-за порядка фамилий в кандидатских списках хорошо обосновавшихся партий. В Словакии и Чехии протестные голоса были отданы новым партиям, а в Венгрии существенную долю таких голосов получила консервативная партия «Фидеc» (Fidesz). Партии, которые символизировали перемены в 1989 году, в Венгрии впервые не попали в парламент. Так Венгрия незаметно начала новую главу своей истории.
А кто-то предложил какие-то новые перспективы, какое-то будущее? В Чехии и Словакии, скорее всего, возникнут правительства, которые будут гасить пожар тлеющих долгов, а с системными переменами и реформами, видимо, будет не так жарко. Программа, выходящая за рамки одного срока полномочий, чтобы можно было посмотреть и оценить. Особенно удивляет «Фидешc. Поразительно, что партия, которая почти два года была уверена, что будет формировать правительство, не придумала ничего лучше, чем невнятные фразы о новой Венгрии, закон о двойном гражданстве, раздражающий соседей, и глупые высказывания молодых политиков, повредившие финансовым рынкам.
Высокомерие в политике не окупается, и это, пожалуй, второй момент, который стоит отметить. Об этом долго могли бы говорить господа Фицо (Fico) и Пароубек (Paroubek), и, например, Дзуринда (Dzurinda). В Чехии и Словакии в премьерских креслах будут сидеть господа Чистые. Петр Нечас (Petr Nečas) и Ивета Радичова (Ivetа Radičovа), не замешанные ни в одном скандале, достойны этого звания. Это определенная надежда на то, что более чистая политика – это не утопия.
Венгры в этом пункте сравнения снова получают не самый лучший результат, потому что лидеры «Фидеcа» в прошлом успели отметиться в ряде скандалов. Министр внутренних дел Шандор Пинтер (Sándor Pintér), бывший полицейский, а теперь миллиардер, по слухам из Будапешта замешан везде, где только можно - от уклонений от уплаты налогов со сделок с жидким топливом до подозрительно слишком выгодной деятельности принадлежащего ему охранного агентства.
И, наконец, тот факт, что Словакией впервые будет руководить женщина, интересен сам по себе. У Иветы Радичовой уже есть и прозвище – Татранская тигрица. Этим именем ее наградила немецкая газета Frankfurter Rundschau.
Я не имею ничего против женщин в политике, но само по себе это не приносит в Центральную Европу новые цели, с помощью которых можно было бы привлечь избирателей. Или у ученицы Ральфа Дарендорфа (Ralf Dahrendorf) и специалиста по социальной политике есть что-то такое, чего не достает ушедшим в себе и в свои дела коллегам-мужчинам?