В публикации в газете "Миллат" поднимается вопрос внешнеполитического курса России в отношении персоязычных стран. По словам автора статьи, уважительное отношение персоязычных стран к России было односторонним движением. Они с восточным легковерием смотрели и смотрим на политику правителей Санкт-Петербурга и Москвы. Конечно, были и внутренние факторы, такие как гнет местных правителей и промышленно-культурная отсталость, которые облегчали осуществление имперской политики Кремля. Теперь эти страны встали на путь обретения своей национально-культурной идентичности, появилась возможность приступить к оценке подлинных отношений с ближними и дальними партнерами, в частности, с Россией.
Объективное изучение событий, особенно, за три последних столетия показывает, что Россия как партнер и большой исторический сосед персидского мира не была привержена принципам сосуществования. И всегда попирала интересы других стран ради достижения своих краткосрочных целей. Автор, напоминая "топорное деление" Средней Азии большевистской Россией, подчеркивает, что раны этого деления до сих пор кровоточат на теле нации.
В статье осуждается жестокая политика Кремля в отношении таджиков, но это не означает, что в Таджикистане игнорируется вклад русских специалистов и простого русского народа в обустройство Таджикской Республики. Эти заслуги сродни участию таджикских трудовых мигрантов в построении России в последние годы, подчеркивается в публикации.
Поднимая вопрос стратегического партнерства между Таджикистаном и Россией, автор подчеркивает, что гегемония России несколько веков убивала и оставляла без крыши над головой таджиков и не только их. В то время как при пристрастном молчании Москвы Узбекистан продолжает задерживать поезда с таджикскими грузами, Россия подняла цену на экспортный бензин в Таджикистан. И подобных примеров сомнительных действий Москвы можно привести много. После всего этого можно ли назвать Россию партнером? – задается вопросом автор.
В публикации в газете "СССР" сообщается, что Россия в торговле с Белоруссией использует 12 силовых экономических рычагов, что наносит ущерб экономическому развитию Минска. Президента Белоруссии А.Лукашенко, в частности, обеспокоило то, что Кремль - "стратегический партнер" - прибегает к дополнительному налогообложению нефти и нефтепродуктов и повышению тарифов на газ. По мнению белорусского президента, если его российский коллега Д.Медведев в отношениях со своим стратегическим партнером и дальше будет использовать подобное давление, присутствие двух стран в таких организациях как СНГ и ОДКБ не имеет смысла.
Газета напоминает, что на прошлой неделе официальный Минск демонстративно отказался участвовать в новом Таможенном союзе Россия-Казахстан-Белоруссия. Высказывается предположение, что Таджикистан сейчас тоже решил выйти из организаций, в которых состоят Россия и Узбекистан, в знак протеста против внешнеполитической линии этих двух "дружественных" стран и "стратегических партнеров" по отношению к официальному Душанбе.
В той же газете поднимается вопрос внешнеполитического курса России в отношении центрально-азиатских стран. По словам автора, недалек тот день, когда от Кремля отвернутся все его союзники и «быстренько побегут». И это тогда, когда Москва разочаровывает своих предполагаемых сателлитов - страны Центральной Азии – «своей ложью, нарушением обещаний и предательским мышлением». Профашистская Москва в этом регионе стремится полностью уничтожить азиатские государства путем нового русского вторжения в Азию по примеру такого же вторжения европейцев в Америку.
В Таджикистане нет пока четкой машины государственной идеологии, отмечает автор публикации. Естественно, что за период независимости «ностальгия по рабству» одержала верх над прагматизмом свободы и независимости! Ибо мы отнесли пропаганду идеологии патриотизма к прерогативам одного лица и подумали, что вот это - свобода. И то же самое касается того, что заклятые "друзья" Таджикистана перекрыли экономические и коммуникационные пути и собираются это делать дальше.
Называя трудовую миграцию "спящим драконом", автор подчеркивает, что Таджикистан пока не смог взять этот процесс под контроль. Все что делали власти, это только отрицали то, что количество мигрантов не 1-1,5 миллиона, а всего 200-300 тысяч. Если два года подряд центральное правительство, посольства, парламент поднимали бы голос по поводу убийств хотя бы двух таджиков – миллион таджиков поверил бы, что чиновники их страны думают о них, и его защищает любимая страна.
В публикации в газете "Азия-плюс" сообщается, что вопросы сотрудничества в преодолении последствий мирового финансового кризиса обсудили 8 июня президент Таджикистана Эмомали Рахмон и Генсек Евразийского экономического сообщества Таир Мансуров. Как сообщает пресс-служба главы государства, Мансуров заявил, что в ближайшее время за счет антикризисного фонда ЕврАзЭС для подержания государственного бюджета Таджикистана будет выделено $90 млн.
Стороны также обсудили вопросы подготовки к саммиту лидеров стран-участниц ЕврАзЭС, который пройдет в июле месяце текущего года в Астане. Мансуров, назвав Рахмона одним из учредителей ЕврАзЭС, дал высокую оценку роли Таджикистана и его лидера в работе организации. По словам представителя пресс-службы, генсек ЕврАзЭС в ходе встречи, высказав поддержку в строительстве гидроэнергетических объектов в Таджикистане, отметил, что наряду с Сангтудой и Рогуном необходимо строить другие ГЭС, так как возведение таких объектов для Таджикистана и Кыргызстана является основным путем развития, заключается в статье.
Тему гастарбайтеров продолжает газета "Азия-плюс". Автор сообщает, что таджикские трудовые мигранты, находящиеся в России, за первый квартал текущего года перевели из РФ на родину $319 млн. По данным Центробанка РФ, всего в первом квартале этого года частными лицами через системы денежных переводов и почты России было отправлено из России в зарубежные страны свыше $2 млрд. Подавляющая часть переводов отправлена в страны СНГ - более $1,7 млрд. Лидерами стали Узбекистан ($383 млн.), Украина и Таджикистан.
Автор, поднимая проблемы получения высшего образования в республике, сравнивает деятельность высших учебных заведений республики с производством подпольного китайского предприятия. Продукция обоих по своему внешнему виду ничем не уступает своим аналогам в мире. Министр образования Абдуджаббор Рахмон не раз говорил, что недоволен уровнем знания студентов. Но на деле, больше он все-таки недоволен внешним видом студентов. По его словам, многие выпускники вузов говорят, что только сейчас начали реально смотреть на жизнь. Свое поступление в вуз они называют пустой тратой времени и денег. С завистью смотрят на тех, кто сразу после школы ушел (уехал) на заработки, научился шпаклевать, белить, красить. Ведь им - выпускникам университетов - еще предстоит этому научиться.