Нельзя допустить, чтобы нас ослепили эти "новые" полезные ископаемые на 1 триллион долларов. Политическая правда намного более омерзительна.
Что-то очень сильно прогнило в Афганистане, и к сожалению, это мы. Сегодняшнее объявление о том, что "в Афганистане имеется нетронутых запасов полезных ископаемых почти на 1 триллион долларов", это симптом болезни, а не повод для радости.
В последнее время новости из Афганистана приходят потрясающе мрачные. Главный американский военачальник в этой стране генерал Стэнли Маккристал (Stanley McChrystal) признался, что наступление в Кандагаре будет идти медленнее, чем ожидалось, в основном по той причине, что мы там местным не нужны. Washington Post вчера сообщила, что причиной задержки стало противодействие брата президента Карзая Ахмада Вали Карзая (Ahmad Wali Karzai) – мафиозного босса южного Афганистана.
Но давайте послушаем командующего Центральным командованием генерала Дэвида Петреуса, который говорит: "Здесь заложен поразительный потенциал". Неужели? И в чем этот потенциал заключается? Не в безопасности, не в государственной власти, не в чем-то другом, хотя бы отдаленно относящемся к сфере его ответственности. Вы что, не понимаете, это же наступление на полезные ископаемые! А в сегодняшней восторженной статье на первой странице New York Times Джеймс Райзен (James Risen) даже дает понять, что Пентагон, который, в общем-то, должен пытаться переломить ход войны, будет вместо этого заниматься геологоразведкой. Райзен пишет, что месторождения полезных ископаемых "открыла группа в составе представителей Пентагона и американских геологов".
В Афганистане действительно есть полезные ископаемые, этот рассказ полная правда. Американские геологи вели поисковые работы в отдаленных районах южного Афганистана, таких как провинция Нимроз, еще в 70-х годах. Но эти работы за десятилетия вооруженной борьбы медленно сошли на нет. И эта история не нова. На самом деле, весьма поучительно взглянуть на первое появление новостей о полезных ископаемых год с лишним назад, чтобы понять, почему даже все полезные ископаемые в мире не смогут внезапно превратить Афганистан в спокойное и безопасное место.
В марте 2009 года появилось сообщение Reuters о том, что Геологическая служба США провела исследование, указывающее на наличие в Афганистане крупных запасов полезных ископаемых. Агентство процитировало слова министра горной промышленности Мохаммеда Ибрагима Аделя (Mohammed Ibrahim Adel) по поводу разработки китайской государственной компанией China Metallurgical Group афганского меднорудного месторождения "Айнак" (она ведется в настоящее время).
Оказывается, Адель получил от китайской компании взятку в 30 миллионов долларов – что довольно обычное дело для Афганистана. Она составила менее 1 процента от ожидаемой суммы китайских инвестиций. Но необычным в данной истории стало то, что Карзай в этом году заменил Аделя на технократа Вахидуллу Шахрани (Waheedullah Shahrani). (Ходили слухи, что и сам Карзай погрел руки на сделке с китайцами.)
Как показывает эта история, "новости" о минеральном богатстве Афганистана совсем не новы. Не новость и то, что одно из главных препятствий на пути использования этих богатств для улучшения жизни афганцев и стабилизации обстановки в стране это неработоспособная государственная власть. Еще одно препятствие - отсутствие в стране инфраструктуры и безопасности. А это многократно увеличит затраты на добычу и производство.
Возможно ли будет вывести афганские полезные ископаемые на рынок с экономической точки зрения, это совсем другой вопрос. Как ни странно, в статье в New York Times об этом нет даже упоминания. А если судить по тому, как развиваются события, шахты и рудники унаследуют талибы. По словам президента компании Itronics из Рено, штат Невада, доктора наук Джона Уитни (John Whitney) (у компании 30-летний опыт работы в подготовке месторождений к эксплуатации), "ничто и нигде сегодня в горном деле нельзя делать быстро" из-за норм Организации Объединенных Наций, которые действуют даже в развивающихся странах. Согласно его оценке, пройдет как минимум 10-20 лет, прежде чем на афганских рудниках можно будет начать добычу.
New York Times пишет: "В служебной записке Пентагона, например, утверждается, что Афганистан может стать "литиевой Саудовской Аравией"". Это главное сырье для изготовления батарей для ноутбуков и смартфонов. Но Уитни отмечает, что в Аргентине уже есть две американских компании по добыче лития и два месторождения этого полезного ископаемого. И месторождения эти не эксплуатируются, так как нет соответствующей инфраструктуры. И почему кто-то решит отдать предпочтение Афганистану, а не Аргентине?
Кроме того, автор статьи в New York Times министра горной промышленности Шахрани даже не упоминает – с чего бы это?
Общая картина в Афганистане нерадостная, и она становится мрачнее с каждым днем. Та неуловимая победа, которой мы добиваемся, будет недостижима, если игнорировать ухудшение политической ситуации в Афганистане и ослабление безопасности. Но именно такой путь избрало наше высшее командование.
Если почитать книгу Макмастера (H.R. McMaster) "Dereliction of Duty" (Преступная халатность) или Руфуса Филлипа (Rufus Phillip) "Why Vietnam Matters" (Почему важен Вьетнам), то вполне естественным образом возникает вопрос: почему столь многие умные, зачастую просто блистательные люди в Пентагоне и госдепартаменте не захотели признать действительность и приспособиться к ней? А если принять во внимание все эти многочисленные дискуссии и исследования такого рода неудач и провалов военных за последнее десятилетие, то просто поражаешься тому, как наша армейская верхушка не понимает, что она подобно сомнамбуле направляется в ловушку все той же драмы.
Генерал Стэнли Маккристал – сын отставного генерал-майора, который дважды служил во Вьетнаме. Но, может быть, ему дома не рассказывали правильные истории. Маккристал это тот человек, который утвердил награждение Пэта Тиллмана (Pat Tillman) "Серебряной звездой" – а на следующий день написал секретную служебную записку о том, что звезду американского футбола могли застрелить свои. Семье Тиллмана пришлось долго ждать, прежде чем ей сказали правду. А потом высшее военное командование еще и упрекало ее за отсутствие религиозной веры.
Я предлагаю задать вопрос: почему у "представителей из Вашингтона" хватает времени на поиски полезных ископаемых, в то время как наши солдаты все чаще подрываются на самодельных взрывных устройствах, причем некоторые из этих бомб изготовлены из взрывчатки, поставляемой нашим "союзником" Ахмадом Вали Карзаем. Я предлагаю задать вопрос: почему генерал Маккристал добился меньших успехов, чем его предшественник генерал Маккирнан, хотя у него больше личного состава на несколько десятков тысяч. И почему, черт возьми, афганский народ должен доверять ему или нам, когда мы предлагаем ему небогатый выбор между талибами и карзаевской мафией.
Если мы хотя бы на минуту отвлечемся от этих полезных ископаемых, то заметим, что все более непредсказуемый президент Хамид Карзай только что отправил в отставку двух самых компетентных, самых важных членов своего кабинета – и все потому, что они выступали против примирения с талибами. А затем он призвал освободить тысячи опасных заключенных из рядов "Талибана", хотя многие из них были посажены в тюрьму за установку самодельных взрывных устройств, из-за которых чаще всего гибнут американские военнослужащие. И вдобавок ко всему Карзай потребовал вычеркнуть из черного списка ООН имена ключевых боевиков. И малодушная ООН в низком поклоне согласилась.
Но давайте не будем копаться во всех этих историях, не будем спрашивать, почему генерал Маккристал недвусмысленно заявил высокопоставленным американцам, включая следователей по коррупционным делам, что пора бы уже прекратить расследование по Ахмаду Вали Карзаю. Давайте не будем спрашивать, почему никто из команды Маккристала не хочет расследовать шокирующие утверждения о том, что принадлежащая Ахмаду Вали Карзаю строительная компания Kandahar Crush продает боевикам взрывчатку и запалы для самодельных взрывных устройств, при помощи которых они затем убивают американских военнослужащих. Давайте вместо этого взирать на афганские полезные ископаемые – и радоваться!
Энн Марлоу – внештатный сотрудник вашингтонского Института Хадсона (Hudson Institute). Она ведет блог в World Affairs. Марлоу только что вернулась из своей шестой командировки в зону деятельности американских войск в Афганистане. А в целом это ее четырнадцатая поездка в Афганистан.