Северная распределительная сеть (СРС) – маршрут транспортировки грузов из Европы в Азию для вооруженных сил США и НАТО в Афганистане - рекламировалась ее разработчиками как средство экономического развития, способное укрепить единство государств Центральной Азии. Однако реальность оказалась намного более проблематичной, чем это предполагали американские военные планировщики.
Межэтнической конфликт, вспыхнувший на юге Киргизии, является еще одним источником неопределенности для СРС. Задолго до того, как в Оше и Джалал-Абаде начались беспорядки, на этом маршруте поставок возникли задержки, а также логистические сбои, в том числе это происходило и в транзитном центре Манас, расположенном недалеко от столицы Киргизии Бишкека.
Манас находится на большом расстоянии от очагов беспорядков на юге Киргизии, однако с середины апреля эта база погрязла в спорах, связанных с практикой заключения договоров о поставках горючего. Сначала подкомитет Конгресса США начал расследование относительно предполагаемого заключения незаконных контрактов. Затем временное правительство Киргизии начало собственное расследование деятельности шести киргизских субподрядчиков на предмет выявления возможных нарушения налогового законодательства. Киргизские компании, судя по всему, находились под контролем сына смещенного президента Курманбека Бакиева Максима Бакиева. Максим, как стало известно, был арестован в Англии 13 июня. Бишкек требует его экстрадиции и обвиняет его в серьезных нарушениях закона.
В мае возник спор по поводу налогов, в результате чего операции на авиабазе Манас были ненадолго прекращены. В соответствии с предыдущим соглашением, Соединенные Штаты и его подрядчики не облагались налогами и таможенными пошлинами при импорте топлива. Однако без предупреждения временное правительство Киргизии отменило безналоговый статус для поставок топлива на базу Манас, но с 5 июня вновь его ввело. В момент его повторного введения в силу власти Киргизии заявили о том, что уточнения к налоговым правилам могут вступить в силу с 20 июня.
Новый командующий авиабазы Манас полковник Дуайт Cоунс (Dwight Soanes) заявил, что в настоящий момент поставки топлива осуществляются, однако перспективы снабжения горючим в будущем остаются неясными. «(После 20 июня) этот вопрос будет решать посольство США, администрация США и правительство Киргизии», заявил он 15 июня.
В других местах операции по использованию маршрута СРС оказались еще более сложными. На пограничном переходе между Узбекистаном и Таджикистаном, а также Узбекистаном и Афганистаном железнодорожные вагоны с топливом для войск США и НАТО постоянно задерживаются.
По данным из афганских источников, более 3 500 цистерн с горючим застряли между Термезом и Хайратоном. Официальный представитель Международных сил содействия безопасности (ISAF) подтвердил 9 июня, что «некоторая» часть скопившегося топлива предназначена для войск США и НАТО.
Афганские официальные лица проявляют все больше беспокойства относительно этих задержек, поскольку они вызывают рост цен на топливо для потребителей. «От 80 до 85 процентов горюче-смазочных материалов, поступающих в Афганистан, поставляются через территорию Узбекистана. Это также основной маршрут, по которому проходят импортные поставки продовольствия, древесины, строительных материалов и металлов», подчеркнул 9 июня председатель Торгово-промышленной Афганистана палаты Мохаммад Курбан Хакджу (Mohammad Qurban Haqjo) в беседе с представителями сетевого новостного издания Afghanistan.ru.
«Возможно придется подписать отдельное соглашение с правительством Узбекистана о беспрепятственном транзите товаров в Афганистан», добавил Хакджу.
4 июня министр торговли и промышленности Афганистана Гулям Мохаммад Элаки (Ghulam Mohammad Yailaki) пожаловался на то, что объем топлива, поступающего через пограничный переход Термез-Хайратон сократился на 90 процентов, тогда как цены на горючее увеличились почти на треть. «В Хайратон ежедневно поступает 15-20 цистерн, тогда как раньше поставки составляли 120-150 цистерн в день», подчеркнул он.
Также около 3 000 железнодорожных вагонов со строительными материалами и топливом простаивают на узбекско-таджикской границе. Хотя только небольшое количество этих грузов составляет горючее для международных сил ISAF, существующие заторы свидетельствуют о том, что попытка ослабить многолетнюю политическую напряженность между Узбекистаном и Таджикистаном оказалось сложной задачей, если она вообще поддается решению.
Сотрудник Совета по железнодорожному транспорту СНГ – расположенной в Москве организации, наблюдающей за беспрепятственным железнодорожным сообщением между Россией и бывшими советскими республиками – утверждает, что этот орган не может ускорить прохождение транзитных грузов. «Теоретические у нас есть полномочия для того, чтобы вмешаться, однако на практике у нас таких возможностей нет», отметил в интервью с корреспондентом EusasiaNet.org заместитель руководителя отдела координации работы подвижного состава Совета по железнодорожному транспорту СНГ Юрий Симонов.
«У нас нет таких полномочий, поскольку в данном случае этот вопрос не связан с работой железных дорог. Он находится в другой плоскости. Речь идет об отношениях двух президентов – Узбекистана и Таджикистана», добавил он.
Аналитик расположенного в Москве Российского института стратегических исследований Айдар Куртов сравнил существующий тупик в отношениях между Ташкентом и Душанбе с «холодной войной».
«То, что мы видим здесь, - это холодная война между Узбекистаном и Таджикистаном. По сути, эта проблема связана с желанием Таджикистана построить Рогунскую гидроэлектростанцию (…). Таджикистан использует (задержку грузов для США-НАТО) в качестве козырной карты, пытаясь таким образом представить Узбекистан остальному миру как страну, препятствующую поставкам товаров, используемых для выполнения важных операций в этом регионе», отметил он.
Связаться с компанией «Железные дороги Узбекистана» для получения комментария не удалось. Однако ранее официальный представитель этой государственной железнодорожной компании, подчеркнул, что задержки вызваны работой афганской таможни на пограничном переходе Термез-Хайратон. Недавно узбекские официальные лица называли задержки на таджикской границе «технической» проблемой.
Пояснение редакции: Дейрдре Тайнан живет в Бишкеке и в своей журналисткой работе основное внимание уделяет проблемам Центральной Азии.