Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Государство Израиль нельзя назвать демократией. Государство Израиль – "меньшинствократия". Не имеет значения, что думает большая часть народа. Коалиционное большинство в кнессете, отражающее интересы меньшей части народа решит, как будет распределен государственный бюджет. Это откровенно раздражает. Это бесит. Но такова израильская демократия, которая превратилась в "меньшинствократию". Чтобы изменить эту абсурдную ситуацию необходимо изменение системы власти. И речь не идет о косметических изменениях.
Решение, которое принял на днях Высший суд справедливости об отмене выплат ультраортодоксальным студентам, является самым справедливым решением из всех, какое могло быть принято по данному вопросу. БАГАЦ отменил дискриминацию. Только речь идет о политической дискриминации. Есть еще тысячи подобных видов дискриминации, которая допускается по разного рода политическим причинам. Точнее сказать – в результате разного рода политического давления. Еще точнее – в результате уступок давлению меньшинства, в котором правящие структуры нуждаются для создания правительственной коалиции.
В этом заключается первовородный грех нынешней системы власти. Со временем ситуация только ухудшается. Большинство требует, чтобы ортодоксальные школьники изучали основные дисципилины, меньшинство навязывает большинству свое мнение. Большинство хочет, чтобы образование было государственным, меньшинство навязывает обществу сепаратистские варианты. Этот список можно продолжать бесконечно. Не демократия – "меньшинствократия".
Все эти, вызывающие возмущение, решения имеют политическую подоплеку. Система принятия решений должна быть изменена. Но... не Верховным судом. Если израильское большинство заранее голосует за партии, которые готовы подчиниться диктату и политическому шантажу меньшинства, то значит мы все заслуживаем своей участи. Существует еще тысячи всяких проблемных вопросов, которые мудрецы из Верховного суда могут счесть неподобающими.
Однако избиратели решили иначе. В день выборов они пошли к избирательным урнам. Они не нуждаются ни в благоразумной воспитательнице, которая исправит их решения, ни в совете мудрецов и философов. Принцип демократии не означает, что большинство всегда принимает оптимальные решения. Вовсе нет. Мы не живем при платоновской демократии. Не философам решать, что достойно воплощения и реализации, а что нет. Что является равенством, а что нет. Кто прав, а кто нет. Все эти вопросы решают избиратели через своих избранников. Израильская система налогообложения, например, тоже вызывает гнев у многих граждан. Имеет ли БАГАЦ вмешиваться и в этот вопрос? Разумеется, не имеет.
Израильское большинство обязано взбунтоваться. Имеет право. Однако осуществить свой бунт оно может только у избирательных урн. А не с помощью судебных решений БАГАЦа. Большинство действительно нуждается в защите. Но не в защите Верховного суда. Это должно быть достигнуто посредством политического протеста, посредством политического голосования.