Две демонстрации с десятками тысяч участников, вотум недоверия правительству, существенные сокращения заработной платы и чувствительное урезание пенсий – вот то, с чем столкнулась, например, Румыния во время экономического кризиса, и это самые серьезные волнения с момента крушении коммунизма в этой стране. За исключением некоторых беглецов, ушедших в отрыв, большинству стран с переходной экономикой пока еще не удалось выйти из рецессии. Не всем, но все же большинству из них предстоит пройти через тяжелые испытания. Однако никто не предсказывает длительного сползания вниз.
В настоящее время регион разделился на успешные и неуспешные государства. Польша, Словакия и Чехия могут уже в этом году рассчитывать на рост от трех до четырех процентов. В России и на Украине, экономики которых ориентированы на сырьевые материалы, после восстановления цен на мировом рынке также появились признаки движения вверх. В отличие от этого Хорватия, Черногория, прибалтийские страны, Словения, а также погрязшая в долгах Венгрия должны будут и в 2010 году смириться с сокращением своих экономик.
У всех проигравших отсутствуют развитые внутренние рынки, и в вопросах импорта и экспорта они полностью зависят от крупных стран Евросоюза. «Однако главное различие между успешными и неуспешными состоит в том, стало ли это государство в последние годы жертвой агрессивной конкурентной борьбы между банками или нет», отмечает Владимир Глигоров (Wladimir Gligorov) из венского Института международных экономических исследований, считающийся лучшим знатоком этого региона.
Проблема в таких странах как Румыния или Хорватия состоит в большой задолженности частных заемщиков. За исключением Венгрии, страны с переходной экономикой - в отличие от Греции, Испании или Португалии – не страдают от высокого уровня государственных долгов. Проблемы Румынии, Болгарии, Хорватии или Украины в большей степени связаны с большой задолженностью частных заемщиков.
Банки в борьбе за доли рынка в быстро растущем банковском секторе в буквальном смысле осыпали кредитами инвесторов, а также частных лиц – одному австрийскому банку удалось заманить целиком всю Болгарию, так как он пообещал ее жителям кредит с «нулевой процентной ставкой». Поскольку кредиты выдавались преимущественно в евро, их возвращение в условиях падения конъюнктуры и обесценивания румынского лея, венгерского форинта и польского злотого оказалось делом практически нереальным.
С наступлением кризиса банки – почти везде они полностью находились в иностранном владении – переключились в режим «ожидания». «В отличие от латиноамериканского кризиса, банки в данном случае остались в этих странах», подчеркивает румынский экономист Даниэль Дайану (Daniel Daianu). Он считает, что это признак оптимистического настроя головных офисов банков.
Банковский кризис – это не угроза
Однако банковский кризис Европе не грозит: несмотря на растущее число не подлежащих возврату долгов национальные дочки австрийских, итальянских или французских банков находятся в неплохом состоянии. Это относится даже к банкам, находящимся во владении у греков, по поводу которых в Болгарии, Румынии и Сербии существовали опасения. Однако режим ожидания также означает: новые кредиты не выдаются. Когда осенью закончится «венская инициатива», которая помогает иностранным банкам с помощью Евросоюза и МВФ удержаться на региональных финансовых рынках, то тогда возникнет угроза полного погружения в сон кредитного рынка.
«Словакия, Чехия и Польша были в этом отношении более осторожными», отмечает Глигоров. Румын Дайану подчеркивает, что эти страны в ходе дикой конкурентной борьбы между банками не имели никаких шансов: «Все, что они могли сделать, - это повысить нормы обязательного резервирования». Уже поэтому, как он считает, было много проблем. «В договоре о вступлении (в ЕС) мы согласились с положением о свободном движении капитала», отмечает он. Экспертам во многом неясно, что в таком случае может предпринять государство. Международный валютный фонд (МВФ), который хотел за счет предоставления выгодных кредитов спасти Румынию, Венгрию и Латвию от государственного банкротства, в одном случае принимает одно решение, в другом – другое.
Румыния, Латвия, Хорватия, Болгария и Словения – во многом под давлением Германии – вынуждены были разработать четкие программы экономии, и таким образом возникает угроза того, что ослабленная конъюнктура будет теперь полностью задушена. Такая перспектива вызывает у эксперта Глигорова большую озабоченность, чем краткосрочный слишком высокий дефицит государственного бюджета. «Все зависит от показателей темпов роста», говорит он и указывает на Польшу, где существующий дефицит ни у кого не вызывает опасений.
Государствам не хватает свободы действий
Для инвестиций и подъема конъюнктуры всем этим государствам не хватает свободы действий. Эффективность принятых программ экономии во многом будет зависеть от их конкретного содержания.
В Румынии оппозиция подвергает критике массовые увольнения и сокращение заработной платы в государственном секторе, поскольку эти меры скорее усугубляют, чем выправляют ситуацию, связанную с основным злом правительства, а именно – с низкой эффективностью управления. Дайану считает, что по причине низкой компетенции государственных органов Румыния не может получить пять миллиардов евро в год из специальных европейских фондов стимулирования развития экономики.
Социальных волнений вследствие проводимых сокращений расходов нигде не опасаются, и одни основывают эту уверенность на испытанной готовности народа пойти на жертвы, тогда как другие объясняют это слабостью профсоюзов. Если стагнация и будет иметь политические последствия, отмечает Глигоров, то тогда это скорее будет проявляться в тенденции к популизму, враждебному отношению к иностранцам и склонности к авторитарным формам правления.