То, что государство не умеет обращаться с деньгами, знают все, уже ни одно столетие, во всех уголках нашей планеты. Если вы доверите свои сбережения государству, можете с ними попрощаться. Эта богоугодная организация или начнет абсолютно бессмысленную войну, или на эти деньги воздвигнет проекты, недостаточная продуманность которых, точнее нефункциональность, станет очевидной через 10-15 лет.
Яркий пример совершенно неудачных инвестиций в несколько квадриллионов долларов – гигантские гидроэлектростанции, рассыпанные, так скажем, по всему земному шару. Чтобы было понятно, что же такое этот один квадриллион, позвольте мне привести наглядный пример: 1 000 000 000 000 000,– а теперь умножьте это число где-то на 600, и вы получите примерную сумму, в которую до сегодняшнего дня обошлись все гидроэлектростанции в мире. Это, пожалуй, одна из самых крупных инвестиционных ошибок всех времен и народов.
Только через 10- 15 лет стало ясно, что гора родила мышь. Эти гигантские «водные дворцы» во времена «холодной» войны имели, скорее, политико-идеологическое, а не практическое значение. Гидроэлектростанции не производили и трети того, чего от них ожидали.
То, что требует все больше финансовых расходов, часто в итоге работает с помехами. Вывод был однозначным: вложения в эти проекты никогда не вернуть. О какой-то прибыли не могло быть и речи.
Если бы астрономические суммы, вложенные в эти и другие не до конца продуманные проекты, попали в социальную сферу стран, мы смогли бы раз и навсегда искоренить бедность на всем земном шаре. Однако государство в этом явно совсем не заинтересовано. Когда ему не хватает денег на идеологические продукты и самозабвенную защиту собственного существования, оно чудовищно повышает налоги. И этот грабеж государство защищает с помощью закона и, в общем, может делать все, что ему захочется. Внимание, нет, я не против государства! Я просто против государственной наглости и непомерной государственной глупости!
Когда государство впадает в финансовую депрессию, надо быть начеку. Сперва оно начинает осматриваться вокруг и искать, что же еще можно было бы запретить. Когда оно уже не знает, чего еще можно лишить своих граждан, оно начинает думать. Ну, по крайней мере, делает вид. Ничего глупее, конечно, в голову не приходит – начинают издавать какие-то пустые директивы под названием «Меры по экономии».
Первый шаг этого «гениального» изобретения заключается в увольнении целого ряда взбешенных чиновничков. Эти жертвы государственной наглости тридцать лет преданно служили ему. Изо дня в день ходили на работу и честно исполняли свои обязанности. Государство отплатило им: они потеряли рабочие места, лишились довольно скромных зарплат и оказались выброшенными на улицу. И теперь они, несчастные, стоят на тротуаре и думают о том, как прокормить свои семьи. Им больше 50 лет, а в этом возрасте едва ли принимают на работу. Да они и не умеют ничего, только страстно и преданно служить государству. И их судьба предрешена.
Для меня остается необъяснимой загадкой, как государство хочет справиться с дефицитом в несколько сотен миллиардов, лишив пропитания своих верноподданных. Положа руку на сердце, скажите, вы встречали кого-то, кто разбогател от того, что его разорили? Вы думаете, что с бедностью можно бороться, «отбирая кусок хлеба»? Нет, хорошо, но государство-то думает именно так!
И хотя государство никаких рабочих мест не создает, у него есть власть, позволяющая их уничтожить. Люди без работы теряют покупательскую способность. Из-за этого часть товаров остается на рынке, на них не может быть спроса. Оборот капитала идет хуже, и производители вынуждены сокращать производство. Это приводит к массовому увольнению избыточной рабочей силы. Эта рабочая сила пополняет «резервную армию безработных», и покупательская способность населения продолжает падать. Экономический кризис становится чем дальше, тем сильнее…
Государство не умеет вести себя, как капиталист. На определенной стадии паники оно начинает говорить в духе ленинского большевика: «Чем хуже, тем лучше!». И хотя оно не отдает себе в этом отчета, оно прилагает все усилия, чтобы сделать все еще хуже, насколько это возможно, или даже привести народ к краху.
Так называемыми мерами по экономии пока еще не удалось справиться ни с одной экономической депрессией. Преодоление кризиса, наоборот, требует крупных инвестиций, а не экономии. Надо быстро устранить безработицу, и тем самым повысить покупательскую способность населения. Здесь нет ничего нового. В 30-е годы в США это успешно сделал Франклин Делано Рузвельт (комплекс экономических и социальных реформ New Deal), а в 60-е годы - Джон Ф.Кеннеди (см. сочетание New Frontier в его известной речи). Государство не должно увольнять, оно должно увеличивать число рабочих мест в непроизводственных сферах (услугах), то есть у самого себя. Вопрос не в том, много или мало бюрократии. Вопрос в том, работает эта бюрократия или нет.
Давайте будем внимательны! Как только государство приходит с предложением «мер по экономии», это означает: «Утопающий и за соломинку хватается. Я не знаю, что делать. Единственное, что я могу вам предложить, - ленинско-большевистское равенство в нищете». Ленинско-большевистское государство принципиально не хочет осознавать основной лозунг рыночной экономики: когда обеднеют богатые, бедные умрут с голода!