Обеспокоенность азиатских правительств по поводу незаконного оборота афганских наркотиков – и преступлений и терроризма, поддерживаемых этой торговлей – стала главной темой двух крупных международных встреч, прошедших на прошлой неделе.
Первая конференция под названием «Афганское наркопроизводство – вызов мировому сообществу» прошла в Москве 9-10 июня и была организована по инициативе российского новостного агентства РИА Новости, при поддержке Государственного антинаркотического комитета, Совета по внешней и оборонной политике и Института демографии, миграции и регионального развития.
Второе событие, ежегодный саммит лидеров стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прошло 10-11 июня в Ташкенте, где президент Китая Ху Цзиньтао присоединился к лидерам России и среднеазиатских стран, чтобы четко заявить о беспокойстве Пекина по поводу афганской наркотической проблемы. Около 90 процентов мировых поставок опия берут свое начало в Афганистане, и хотя о потоках запрещенных афганских наркотиков в Россию и европейские страны пишут много, большая часть этого потока также идет на восток, в страны Азии.
Производящая героин зона, известная как «золотой полумесяц», включает в себя горные долины Афганистана, Ирана и Пакистана. Отношение взрослых жителей, страдающих зависимостью от афганского опия и героина, к общей численности населения в Иране - одно из самых высоких в мире. Правительство Ирана потратило миллиард долларов, чтобы укрепить свою уязвимую 1000-километровую границу с Афганистаном и 600-километровую границу с Пакистаном против торговцев наркотиками. Оно также разместило на границе десятки тысяч солдат-пограничников и агентов по борьбе с наркотиками, а глава иранского агентства по борьбе с наркотиками подтвердил на прошлой неделе, что в боях с афганскими наркоторговцами и их иностранными партнерами были убиты тысячи агентов из подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Пакистан и Таджикистан также имеют с Афганистаном протяженные границы, которые из-за труднопроходимой пересеченной местности и других препятствий сложно контролировать. Большая часть афганских наркотиков, идущих на север и на восток, проходит через две эти страны, где границы менее укреплены, чем на иранском направлении. К несчастью, многие жители Пакистана и Таджикистана также страдают зависимостью от афганских наркотиков, что побуждает их заниматься их транспортировкой и продажей, чтобы заплатить за свои собственные дозы.
Незадолго до 10-й встречи Совета глав государств ШОС, Чзан Сяо (Zhang Xiao), заместитель главы Отдела европейских и среднеазиатских дел китайского МИДа, упомянул незаконный оборот наркотиков, а также терроризм и международную преступность, в качестве главных поводов беспокойства ШОС в отношении Афганистана.
Произнося 11 июня свою главную речь на саммите, Ху даже приравнял незаконный оборот наркотиков к «трем силам зла» - терроризму, сепаратизму и религиозному экстремизму – которые традиционно беспокоят Китай и правительства других стран-членов ШОС, в которую входят Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, а также четыре страны-наблюдателя – Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Представляя свой план для дальнейшего развития ШОС, Ху призвал усилить обмен разведданными, укрепить границы, повысить уровень сотрудничества между правоохранительными органами и принять другие меры, чтобы вместе бороться с незаконным оборотом наркотиков и другими проявлениями международной преступности в Евразии.
На встрече с президентом Узбекистана Исламом Каримовым Ху согласился с предложением Каримова укрепить двустороннее китайско-узбекское сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Представители Китая и России также выразили свою обеспокоенность афганским нарко-терроризмом в ходе двустороннего обмена мнениям перед саммитом. Посетив в конце прошлого месяца Пекин, директор российской Федеральной службы по борьбе с оборотом наркотиков Виктор Иванов объявил журналистам, что его китайские собеседники, среди которых были министр общественной безопасности Мэн Цзяньчжу (Meng Jianzhu) и заместитель министра иностранных дел Чэн Гопин (Cheng Guoping), также выразили «особенную озабоченность» потоком наркотиков из Афганистана.
По словам Иванова, китайские чиновники рассказали ему, что проблема афганских наркотиков «усиливает напряженность» во взрывоопасном Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Эта беспокойная провинция Китая стала недавно местом жестокого этнического конфликта между этническими уйгурами и китайцами-хань. Она граничит с Афганистаном и семью другими странами, что превращает территорию района в популярный транзитный маршрут для наркоторговцев, а также в место назначения для афганского героина. Мэн, как сообщается, сказал, что объем афганского героина, попадающего в Китай, вырос с 4,3 метрической тонны за весь прошлый год до 6 метрических тонн за первые пять месяцев 2010 года. Примерно одна пятая потребляемого в Китае героина происходит из Афганистана, а протяженная и плохо охраняемая китайско-таджикская граница дает контрабандистам широкие возможности для переправки наркотиков в Китай.
Рост поставок тяжелых афганских наркотиков в Китай соответствовал росту китайского спроса на наркотики. По официальной статистике, число потребителей наркотиков в Китае увеличилось в 2008 году более чем на 9 процентов, в то время как в Синьцзяне и других регионах был зарегистрирован заметный рост наркотической зависимости и случаев заражения ВИЧ/СПИД в связи с употреблением наркотиков, что является результатом притока героина из региона «золотого полумесяца».
Хотя надежную статистику получить непросто, похоже, что Синьцзян обогнал Юньнань и Золотой треугольник в качестве основной точки поступления наркотиков в Китай. В 2008 году местная полиция в Синьцзяне возбудила 1563 дела, связанных с наркотиками, арестовала почти 2000 подозреваемых и захватила 144 килограмма импортированного героина. По словам некоторых наблюдателей, значительный рост употребления героина в Синьцзяне внес свой вклад в развал социальной сплоченности в регионе, и, как сообщается, Ху даже распространил внутренний меморандум, призывающий к мобилизации служб безопасности в Синьцзяне для борьбы с ростом употребления наркотиков. Китайские чиновники беспокоятся, что торговля афганскими наркотиками поможет талибам и другим евразийским террористическим группировкам заработать денег, чтобы приобрести оружие, провести обучение рекрутов и купить поддержку. Пекин особенно боится того, что уйгурские боевики, выступающие против китайского контроля над Синьцзяном, получат доступ к этому источнику доходов и используют его для финансирования своих операций.
Чтобы нанести ответный удар по связанным между собой угрозам незаконного оборота наркотиков, терроризма и международной преступности, китайцы проводят двусторонние антинаркотические операции с соседним Казахстаном. Китайское правительство также делится разведданными по поводу контрабанды наркотиков со своими соседями Киргизией и Таджикистаном, а также с Казахстаном. Со временем Пекин может последовать примеру Москвы и объединить эти двусторонние программы в многостороннюю операцию под китайским руководством.
Тем не менее, до сих пор Китай, Россия и другие среднеазиатские правительства особенно полагались на многосторонние рамки ШОС, чтобы координировать и поддерживать программы афганского правительства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и региональным терроризмом.
В 2006 году правительства стран-членов ШОС учредили контактную группу "ШОС-Афганистан", чтобы предоставить механизм для координации инициатив ШОС относительно этой страны. Действительно, в своей Бишкекской декларации 2007 года по вопросам международной безопасности, члены ШОС выразили обеспокоенность по поводу «угрозы наркотиков, поступающих из Афганистана, и их негативном влиянии на Среднюю Азию», и призвали «объединить международные усилия по созданию антинаркотического пояса вокруг Афганистана». Главы государств также подтвердили свою готовность «участвовать в усилиях по нормализации политической ситуации в Афганистане» и «развивать экономическое сотрудничество со страной».
Кроме того, в коммюнике, выпущенном главами государств, содержался призыв чаще использовать контактную группу "ШОС-Афганистан", «а также другие взаимоприемлемые форматы», для борьбы с угрозами безопасности, исходящими из Афганистана. В своей речи, произнесенной перед участниками саммита в Бишкеке, тогдашний президент России Владимир Путин призвал министерства иностранных дел стран-членов ШОС организовать международную конференцию по Афганистану, которая и была проведена в марте 2009 года. Путин также призвал ШОС организовать зону антинаркотической безопасности вокруг Афганистана и совместно контролировать отмывание денег и другие источники финансирования террористов, связанные с незаконным оборотом афганских наркотиков.
Тем временем, лидеры ШОС многократно критиковали НАТО за неспособность более эффективно устранить или, как минимум, сдержать оборот наркотиков и терроризм в Афганистане. На московской конференции в марте 2009 года ШОС и афганское правительство приняли совместное заявление, в котором примечательным образом не было открыто упомянуто НАТО, а лишь выражалась поддержка усилий Международных сил содействия безопасности (без упоминания ведущей роли, которую играет в них НАТО) в борьбе с региональной контрабандой наркотиков. Члены ШОС указали, что не заинтересованы в отправке своих войск в Афганистан, но декларация побуждала «другие озабоченные страны принимать участие в коллективных усилиях» ШОС по борьбе с региональным терроризмом, а также призывала их «подумать об участии в транзите невоенных грузов для Международных сил содействия безопасности».
Добавляя, что «мы считаем важным, чтобы Совет безопасности ООН принял это во внимание, в следующий раз обсуждая мандат Международных сил», текст декларации содержал предупреждение о том, что члены ШОС будут связывать свою поддержку миссии НАТО в Афганистане с прогрессом по этому вопросу. ШОС планирует провести еще одну международную конференцию по Афганистану в июле этого года в Кабуле.
Правительства ШОС во главе с Россией выдвинули решительные возражения против решения правительства США прекратить прямое участие сил НАТО в уничтожении посевов афганского мака и отдать этот процесс под контроль афганского правительства с его по-прежнему ограниченными возможностями. Они призвали Соединенные Штаты и их союзников использовать опыление с воздуха в южных провинциях Афганистана, где, в основном, и выращивается мак, однако против этих предложений выступило афганское правительство (как и большинство западных правительств афганские власти боятся, что опыление с воздуха восстановит против них мелких фермеров и побудит их – из гнева или необходимости зарабатывать на жизнь – присоединиться к мятежникам-талибам).
С точки зрения членов организации, преимущество использования ШОС в противодействии афганскому нарко-терроризму состоит в том, что все правительства стран-членов ШОС согласны с важностью этой задачи, что превращает ее в очевидный приоритет. Это также является сравнительно малозатратной задачей, так как ШОС отказался предоставить свои войска Международным силам содействия безопасности, вместо этого позволив НАТО и другим странам вести боевые действия.
Правительства среднеазиатских стран обнаружили, что не могут в одиночку бороться с наркотическими и террористическими угрозами, исходящими из Афганистана, и обратились к иностранным державам, особенно к России и Китаю, а также международным организациям вроде ШОС и НАТО, с просьбой о помощи. В результате, занимаясь этим вопросом столь открыто, ШОС подтверждает свою значимость, удовлетворяя запросы своих членов в области безопасности, даже когда они понимают, что сегодня лишь НАТО в состоянии принять решительные меры против производства наркотиков в Афганистане.