Администрация Соединенных Штатов со своим почтительным отношением к Кремлю в вопросах урегулирования возникшей в Киргизии проблемы этнических чисток игнорирует реальность. Россия стремится ослабить американское влияние в Евразии, несмотря на всю эту шумиху по поводу "перезагрузки" в отношениях между Кремлем и Белым Домом президента Обамы. Что бы ни воображала себе администрация, Россия по-прежнему смотрит на евразийскую геополитику как на непрекращающуюся "Большую игру".
К сожалению, частью этой игры является национальная рознь. В прошлый четверг на юге Киргизии вспыхнули этнические бунты против узбеков, и число погибших, согласно официальным данным, намного превышает сотню человек. А Международный Красный Крест считает, что окончательный итог – это 700 убитых и несколько тысяч раненых.
Десятки тысяч узбеков бегут в сторону киргизско-узбекской границы, пытаясь скрыться от нападений. Некоторые источники Красного Креста оценивают число беженцев в 80 тысяч человек. Пока волна насилия не дошла непосредственно до базы ВВС США в Манасе.
Эта база, находящаяся неподалеку от столицы Киргизии Бишкека, чрезвычайно важна для проведения военной кампании в Афганистане. Она используется как тыловой центр, а также как пункт дозаправки самолетов, летящих в и из Афганистана.
На прошлой неделе администрация Обамы, несмотря на взрыв насилия в Ферганской долине и возникновение потенциальной угрозы американским военным объектам в Киргизии, отказалась предоставить этой стране срочную невоенную помощь, хотя временное киргизское правительство обратилось к ней с такой просьбой. Это правительство было сформировано в апреле после переворота, в результате которого была свергнута администрация Бакиева. Затем Киргизия в субботу официально обратилась к России с просьбой оказать ей военную помощь. Вполне возможно, это была реакция на пассивность США.
Судя по всему, неоказание военной помощи Соединенными Штатами означает, что администрация Обамы положительно относится к идее российского вмешательства с целью прекращения резни. Сегодня президент Обама предпочитает работать в тандеме с Организацией Договора о коллективной безопасности, где доминирует Россия, предоставляя ей право первой отказываться от отправки своих солдат в постсоветскую Центральную Азию. Согласие Америки на российскую гегемонию на постсоветском пространстве вызывает серьезные вопросы.
Русские пока не направляют свои войска в Киргизию, что является признанием нехватки у них личного состава. Но они все же отправили в срочном порядке два батальона воздушных десантников на российскую авиабазу в Кант (северная часть Киргизии).
В своей статье в Washington Post Дэвид Игнатиус (David Ignatius) отмечает, что Соединенные Штаты и Россия могут воспользоваться этническими чистками против узбеков в Киргизии для укрепления своих двусторонних отношений. Но это маловероятно. Игнатиус находит "приятным" тот факт, что Россия и Америка готовы сотрудничать, а не бороться за влияние в этом регионе.
Если бы только мы смогли действовать заодно с Россией по Ирану, то нам удалось бы начать движение в сторону "коллективной безопасности", заявляет Игнатиус. Возможно, он выражает точку зрения руководства администрации.
Однако Кремль воспринимает Центральную Азию как часть "ближнего зарубежья", в котором у России имеются "исключительные интересы", как заявил в своем выступлении в 2008 году президент Медведев. В "ближнее зарубежье" входит вся территория бывшего Советского Союза, за исключением прибалтийских стран.
Кремль тихо поддержал последний переворот, а поскольку руководитель Киргизии Роза Отунбаева официально попросила Россию вмешаться, Кремль может получить возможность восстановить свой контроль над Киргизией.
Россия в своей внешней политике не идет на расширение сотрудничества. Совсем недавно президент Медведев заявил, что ему "наплевать", если Соединенные Штаты выступят против российской экспансии в Латинской Америке. Россия продолжает распространять гражданские ядерные технологии, и недавно она объявила о планах строительства атомных электростанций в Турции и Сирии. А Сирия, согласно заявлениям Госдепартамента США, является спонсором терроризма.
Оптимизм Игнатиуса не соответствует действительности. Администрация Обамы может пытаться налаживать "прагматическое партнерство" с Россией, но она не должна признавать российскую сферу влияния на постсоветском пространстве. Не должна она также приносить в жертву свободу и независимость таких стран, как Грузия и Украина.
В ближайшем будущем из-за давления со стороны России Соединенные Штаты могут столкнуться с необходимостью перенести свой тыловой центр из Манаса на другую базу. В долгосрочном же плане ничто не сможет заменить развитие двусторонних связей США с независимыми государствами Евразии, укрепление безопасности, развитие процветания и ответственного государственного управления.