Газовый конфликт между Беларусью и Россией набирает обороты. «Газпром» заявил о том, что сократит поставки газа в Беларусь, если белорусская сторона не станет погашать задолженность за газ. Вместе с тем, в околополитических кругах Беларуси высказывается мнение, что реальная причина газового давления России на Беларусь — непреклонная позиция нашей страны по вступлению в Таможенный союз.
Газета «Советская Белоруссия» называет нынешний газовый спор между Беларусью и Россией «мелким вопросом», который Москва решила поднять на «принципиальную высоту» из-за нежелания Беларуси принимать российские условиям формирования Таможенного союза.
«Таможенный союз — затея, безусловно, неплохая, но он не должен стать ширмой для диктата и давления», — пишет «Советская Белоруссия». Как отмечает издание, в случае формирования Таможенного союза на российских условиях у участников интеграционного объединения «будут разные исходные экономические позиции». «Какая же может быть тогда справедливая конкуренция и все прочее, что декларируется идеологами Таможенного союза?», — задает риторический вопрос газета.
Таможенный союз, в котором «Советская Белоруссия» увидела корень газового конфликта, действительно переживает сегодня тяжелые времена.
МИД Беларуси, заявив в четверг, что позиция нашей страны по условиям вступления в союз «остается неизменной», дал понять, что противоречия между Москвой и Минском по этому вопросу сохраняются.
Кстати, в четверг и вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков сообщил, что «нефтяные» разногласия по условиям формирования Таможенного союза между Москвой и Минском остаются. «Все пока на тех же позициях», — приводят РИА «Новости» слова Кобякова.
И газовый конфликт, и разногласия вокруг формирования Таможенного союза свидетельствуют о желании России надавить на Беларусь, считает руководитель Аналитического центра ЕсооМ Сергей Мусиенко. «Корень возникших проблем заключается в том, что Россия хочет принудить Беларусь к дружбе, а Беларусь по понятным причинам на принуждение в этом вопросе не согласна», — заявил он в беседе с корреспондентом «Белорусских новостей».
По его наблюдениям, предложения белорусской стороны отменить пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках Таможенного союза Москвой игнорируются. «Предложения белорусской стороны не рассматриваются. При этом аргументы, почему они не рассматриваются, нам не приводятся», — говорит Сергей Мусиенко.
Собеседник «Белорусских новостей» видит политический подтекст в действиях России. «В Беларуси еще президентская кампания не началась, а российские СМИ уже полным ходом о ней пишут, отводят газетные полосы потенциальным кандидатам. Существуют все признаки того, что Россия хочет поиграть на нашем электоральном поле», — считает Сергей Мусиенко.
При этом он не исключил, что у России может быть свой кандидат на президентских выборах в Беларуси. По мнению Сергея Мусиенко, незначительность финансовых (газовых) претензий, которые предъявляет сегодня Беларуси Россия, доказывают политический подтекст возникших проблем.
Политолог Светлана Наумова согласна с вышеприведенным мнением в той части, что сумма газового долга Беларуси перед Россией незначительна и поэтому корни возникших проблем следует искать в политической сфере.
«Сумма задолженности за газ — некритична в масштабах бюджета России. В данном случае Россия явно дает понять политический характер своих претензий Беларуси. Своими сегодняшними действиями Россия реагирует на самостоятельную позицию Беларуси по ряду вопросов, в том числе по Таможенному союзу», — полагает Светлана Наумова.
Эксперт считает, что до президентских выборов руководство Беларуси постарается не принимать каких-то радикальных решений в отношении Таможенного союза. «Беларусь будет продолжать торговаться по характеру своего участия в Таможенном союзе. До последнего времени руководству Беларуси это успешно удавалось делать», — отмечает Светлана Наумова.
Вместе с тем, она считает, что хотя претензии России носят политический характер по отношению к Беларуси, Москва не начала реально играть на электоральном поле нашей страны.
«Они присматриваются, что здесь происходит. Пока Москва не приняла решение, как ей вести себя накануне президентской кампании в Беларуси. В 2006-м году Россия поддержала официальный Минск, заняв позицию нейтралитета. В этот раз, я не исключаю, может быть по-другому», — резюмировала Светлана Наумова.