Конфликт на юге Киргизии продолжает тлеть, а временное правительство страны думает об открытии нового источника доходов. Временное руководство подумывает ввести налог на добавленную стоимость в размере 12 процентов плюс акцизный сбор на топливный импорт для транзитного центра в Манасе.
По условиям соглашения 2009 года США и его подрядчики освобождены от уплаты киргизских налогов и сборов на топливный импорт для базы в Манасе. Однако в конце мая Бишкек в одностороннем порядке попытался наложить импортную пошлину, спровоцировав краткий сбой в деятельности Манаса, ключевого логистического узла для военных операций США и НАТО в Афганистане. В конечном итоге введение нового налога было отложено до 20 июня, дав Америке время для переговоров.
С точки зрения временного правительства, вопрос о налоге представляет собой вопрос справедливости. Порядка 12 миллионов галлонов российского самолетного топлива ТС-1 потребляется на Манасе ежемесячно.
“В течение последних 10 лет они не платили никаких налогов и государственный бюджет потерял из-за этого много денег”, - сказал Базарбай Мамбетов, глава Ассоциации нефтетрейдеров и недавно назначенный отвечать в новом правительстве за дела, связанные с Евразийским экономическим сообществом и СНГ.
“Временное правительство полагает, что все должно происходить именно так, однако мы пока не знаем, будет ли успешным введение нового тарифа”, - добавил Мамбетов.
Американские чиновники воспринимают киргизскую налоговую уловку скорее как попытку шантажа, по словам некоторых наблюдателей, которые в курсе саги о поставке топлива в Манас. Американское сопротивление новому налоговому режиму для топливного импорта в Манас было довольно резким, рассказали источники. Как в Пентагоне, так и в Госдепартаменте растет общее ощущение “усталости и подозрительности” по отношению к временному правительству в Бишкеке, добавил один из наблюдателей.
Усиление беспокойства по поводу надежности временного руководства Киргизии вызвало заявление, сделанное 15 июня главой прокуратуры Азимбеком Бекназаровым, о том, что будущее Манаса может зависеть от экстрадиции Максима Бакиева, сына бывшего президента, из Великобритании, где он, по сообщениям, попросил политического убежища.
“Если они откажут нам [в нашем запросе об экстрадиции], мы обратимся к ним с просьбой убрать своим самолеты из транзитного центра в Манасе”, - сказал Бекназаров. Сообщается, что шесть киргизских топливных компаний, контролируемых Бакиевым, сейчас находятся под следствием в Бишкеке по подозрению в мошенничестве, связанном с базой в Манасе.
В начале апреля, незадолго до массовых протестов, которые спровоцировали кризис администрации бывшего президента Курманбека Бакиева и привели к власти временное правительство, Россия наложила штрафной налог на киргизский топливный импорт. Некоторые наблюдатели восприняли меру как знак крайнего недовольства Кремля злоупотреблениями, связанными с топливными поставками на центр в Манасе, включая возможный вторичный экспорт манасского топлива в Афганистан. Большая часть поставляемого на Манас топлива идет из России.