Президент России Дмитрий Медведев в конце месяца отправится в США, чтобы пожать плоды «перезагрузки» российско-американских отношений и презентовать скептичной Америке программу модернизации России. Также вероятно, что своей встречей с президентом США Бараком Обамой он воспользуется как поводом повысить свою популярность в стране и за рубежом. Но покажет ли политика «перезагрузки» свою надёжность в долгосрочном периоде? И сможет ли она преобразовать российско-американские отношения в настоящее стратегическое партнёрство или даже в союз? Или она просто расточится, в особенности если в 2012 году в одной из столиц (или в обеих) произойдёт смена власти?
«Перезагрузка» отношений США с Россией, проанонсированная вице-президентом Джо Байденом в феврале 2009 года, оказалась замечательно успешным мероприятием. Отошли в прошлое взаимные обвинения и воинственные высказывания. Вашинтон перестал высказываться в адрес Москвы в патерналистском духе. Кремль сбавил тон в своей до того открыто антиамериканской риторике. Администрация Обамы перестала игнорировать позицию России. В ряде случаев Вашингтон продемонстрировал готовность к конструктивному диалогу и поиску компромиссных решений.
Команда Обамы совершила продуманный шаг и отказалась от планов развёртывания в Польше и Чехии объектов противоракетной обороны, на чём настаивала предыдущая администрация невзирая на громкие протесты со стороны Москвы. Это облегчило дальнейшие переговоры и проложило путь к подписанию нового договора СНВ, который уже ждёт ратификации в американском Сенате и российской Думе.
США и Россия заключили договор о транзите военных грузов и военнослужащих США через территорию России в Афганистан.
Россия и США нашли общий язык в вопросе необходимости принять дополнительные меры на международной арене с целью остановить Иран, пытающийся завладеть ядерным оружием. В результате этого на прошлой неделе в СБ ООН была принята новая мощная резолюция, накладывающая на иранские организации дополнительные целевые санкции, а Москва отказалась от намерения продать Ирану системы ПВО «С-300».
Америка сняла санкции, наложенные ею на «Рособоронэкспорт» и МАИ (Московский авиационный институт). Возобновились серьёзные переговоры, касающиеся вступления Москвы в ВТО.
Впервые за много лет в палате представителей Конгресса США прошли слушания, посвящённые возможной отмене поправки Джексона-Вэника.
Администрация Обамы повторно направила в Конгресс договор о сотрудничестве по мирному атому с Россией, фактически отказавшись от поставленного ранее условия ратифицировать его только в обмен на изменение позиции России в отношении объявления независимости Абхазией и Южной Осетией.
Вашингтон молчаливо смирился с победой пророссийских сил на Украине и в Киргизии и прекратил разговоры о дальнейшем расширении НАТО. Новая стратегия развития альянса уделяет подчёркнутое внимание военному сотрудничеству с Россией.
Кремль опубликовал проект новой внешнеполитической доктрины, в которой содержится призыв к широкомасштабному сотрудничеству с США и ЕС с целью ускорения процесса обмена технологиями с Западом и значительному повышению взаимной экономической зависимости.
Находясь в США, Медведев презентует свою «программу модернизации России» представителям деловых кругов Америки, а также ведущим специалистам в области технологий. Он посетит Силиконовую долину, где попытается найти вдохновение для развития инновационной экономики.
Без сомнения, Медведев также попытается воспользоваться торжественным приёмом, который ему устроит Обама в Белом доме, чтобы укрепить своё положение на внутриполитической арене, где всё более очевидным становится факт его соперничества с Владимиром Путиным за 2012 год.
Но покажет ли политика «перезагрузки» свою надёжность в долгосрочном периоде? И сможет ли она преобразовать российско-американские отношения в настоящее стратегическое партнёрство или даже в союз? Или она просто расточится, в особенности если в 2012 году в одной из столиц (или в обеих) произойдёт смена власти?
Замечательна эта давняя заинтересованность со стороны России, заинтересованность, граничащая с энтузиазмом, заинтересованность в успехе и ожидаемой выгоде от «перезагрузки» российско-американских отношений.
В США же к теме «перезагрузки» относятся с некоторым пренебрежением, что символизировало неуклюжее дарение смехотворной кнопки-игрушки министру иностранных дел Сергею Лаврову. Мало того, что русскоязычная подпись к кнопке была переврана (peregruzka вместо «перезагрузка»), так ещё и во всём Госдепартаменте никто не удосужился исполнить эту надпись кириллицей. Сложно было бы вообразить подобное пренебрежение, если бы символический подарок дарился, к примеру, министру иностранных дел Китая.
Подобное отношение иллюстрирует не только то, как обе стороны воспринимают «перезагрузку», но и то, каковы реальные результаты наблюдаемой на настоящий момент динамики. Самое слово «перезагрузка» было задумано как запоминающееся эффектное выступление вице-президента Джо Байдена. Русские, похоже, поняли это слово как «улучшение». Но на самом деле «перезагрузка» это «новое начало», не что иное, как начало «с чистого листа», где конечный результат отнюдь не обязательно будет положительным, чего могла бы ожидать противная сторона. Тем не менее, от недоверия они упорно и добровольно отказываются.
Если внимательно отследить все «результаты», которые принесла «перезагрузка» российско-американских отношений, то станет ясно, что большая часть показателей носит двусмысленный характер и в лучшем случае может лечь в основу возможного (но не обязательного) улучшения отношений. Истинное же партнёрство или союзнические отношения даже не рассматриваются.
К примеру, от размещения американских противоракетных баз в Польше на самом деле никто не отказывался; базы просто отложили «на потом», то есть — до первого удобного случая. А вместе с элементами ПРО Польша получит батареи Patriot, что в гораздо большей степени направлено против России, потому что в этом случае не удастся даже прикрыться фиговым листочком защиты «от ракет государств-изгоев».
В Конгрессе могут обсуждать возможную отмену поправки Джексона-Вэника, введённой по случаю давно неактуальной ситуации в давно несуществующей стране, а ныне относящейся лишь к одной из пятнадцати составлявших Советский Союз республик — к России. Это отнюдь не похоже на знак «перезагрузки».
Вдобавок к этому до ратификации Конгрессом недавно подписанный новый договор СНВ представляет собой всего лишь пачку красивых бумаг, торжественно подписанных под щёлкание фотокамер, что как бы символизирует готовность одной из подписавшихся сторон следовать, по сути, невозможной и недостижимой подростковой фантазии — окончательного уничтожения всего ядерного оружия во всём мире.
То же относится и к большей части упомянутых во вступлении «перезагрузок».
Что же касается дальнейшего «партнёрства» или даже «союзничества», то нужно помнить, что Вашингтон считает США (довольно оправданно) единственной сверхдержавой мирового значения, не имеющей аналогов по определению. Следовательно, партнёрские отношения США с любой другой страной неизбежно будут иметь оттенок отношений с «младшим» партнёром.
Но русские, похоже, ждут, что с ними будут обращаться как с равными партнёрами, чего они от единственной в мире сверхдержавы не дождутся никогда. Так захочет ли Россия расплачиваться деньгами и кровью своих граждан за то, чтобы стать второй мировой сверхдержавой, равной США, чтобы навязать им равенство, и нужно ли России это? Ответ на этот вопрос может дать только Москва.
Предстоящий визит Медведева в США имеет крайнюю важность и ценность для обеих стран. Можно надеяться, что он станет одним из поводов реально улучшить отношения между двумя ядерными сверхдержавами.
Но не стоит обманываться, принимая неверные интерпретации слова «перезагрузка» — это всего лишь очередное модное словцо, значимость которого отнюдь не доказана. Наконец, говорить в 2010 году о президентских выборах 2012 года в России — это забавно.