- Согласно опросам, в первом туре выборов победу одержал Бронислав Коморовский (Bronisław Komorowski), получив 41-46% голосов, а Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński) поддержало около 33-36% избирателей. Как вы считаете, на эти результаты повлияла апрельская катастрофа президентского самолета?
- Я убежден, что часть людей голосовала за Ярослава Качиньского, чтобы выразить симпатию к брату президента, который погиб таким трагическим образом. Я читал немало текстов, из которых следует, что и сам Качинський сильно изменился. После этой трагедии он стал более либеральным, более открытым. Однако так как я живу далеко от Польши – в Бостоне, я бы не хотел высказывать категоричных суждений на эту тему.
- Могли ли в россияне поверить в упомянутую вами смену имиджа? Во время предвыборной кампании Ярослав Качиньский, зарекомендовавший себя ранее как антироссийский политик, записал обращение к друзьям-россиянам, в котором он благодарил их за сочувствие, оказанное российским народом после апрельской трагедии.
- Россияне очень хорошо повели себя после этой трагедии и то, что Ярослав Качинський их поблагодарил, конечно, могло положительно отразиться на его имидже в России.
- Я спрашиваю об этом, так как некоторые люди убеждены, что если бы президентом стал Ярослав Качиньский, то отношения с Россией ухудшись бы. Вы тоже так думаете?
- Нет. Когда я высказывался на эту тему сразу после катастрофы, я был не прав, предвидя ухудшение. Реакция россиян на трагедию привела к улучшению взаимных контактов. Поэтому я считаю, что даже если во втором туре победит Качинський, то это не приведет к ухудшению отношений между Москвой и Варшавой.
- Настолько ли противоречат друг другу интересы Польши и России, что говорить о шансах на устойчивое потепление между нашими странами?
- Разумеется, интересы Польши и России расходятся и будут расходиться, так происходит уже тысячу лет. Однако можно заметить, что в последнее время подход российских властей к Европе и Польше претерпел значительные изменения. Россияне хотят улучшения взаимных отношений, и поэтому мне кажется, что в независимости от того, кто будет избран польским президентом, отношения между Москвой и Варшавой должны только улучшаться.
- А могут ли повлиять результаты нынешних выборов на отношения между Польшей и США?
- Нет. Во-первых, потому что американцы не слишком хорошо ориентируются в польской ситуации, а во-вторых, потому что безотносительно того, кто будет президентом, отношения между Варшавой и Вашингтоном и дальше будут хорошими. Я не думаю, что кто-либо ожидает в этом плане изменений.
- Однако партия "Гражданская платформа" ближе находящимся сейчас у власти в США демократам, чем "Право и справедливость".
- Это не повлияет на взаимные контакты, американцы знают, что поляки – это наши хорошие союзники.
- А кто, по вашему мнению, имеет большие шансы на победу во втором туре?
- Я думаю, все же Бронислав Коморовский.