На прошлой неделе в Киргизии разгорелись беспорядки, и сотни тысяч людей бежали в направлении узбекской границы. По телевидению выступали аналитики, предлагая разные версии оснований кризиса. Чаще всего звучали такие словосочетания, как, например, «застарелая вражда» и «соперничество между кланами».
Но всё это на самом деле анахронизмы, одними ими ничего не объяснишь. Ведь главнейший урок, который можно усвоить, находясь в этой части света, — это то, что ниточки каждого заговора всегда уходят в Кремль.
Нет, я не неокон с партбилетом и даже не оголтелый русофоб — я простой парень из Монтаны, который много времени провёл на неспокойном Кавказе и в бывшем Советском Союзе.
Какая же связь между Россией и нищей, погружённой в хаос Киргизией? Чтобы понять, в чём связь, нужно сосредоточиться вот на чём: самое главное во внешней политике США сейчас — это Афганистан, а самая главная действующая база, связывающая нас с театром бесконечных военных действий, — это киргизская военно-воздушная база «Манас», сдаваемая в аренду армиям США и НАТО.
Пока Россия приходила в себя после хаотической эпохи правления Бориса Ельцина, Кремль «позволил» американцам договориться с Киргизией о пользовании этой базой сразу после событий 11 сентября. Сделку удалось заключить на волне практически всеобщей симпатии по отношению к США, связанной с ударом, который был им нанесён Усамой бен Ладеном, находившимся тогда в Афганистане.
Но то, что русские не помешали нам тогда, вовсе не означает, что Кремлю понравилась перспектива терпеть американское присутствие на своём «заднем дворе», и вскоре Кремль начал аккуратно подталкивать первого постсоветского президента Киргизии Аскара Акаева к пересмотру условий арендного договора, чтобы постепенно проводить американцев до двери.
Вместе со стандартными обвинениями во взяточничестве и кумовстве это привело к свержению Акаева в результате прошедшей при поддержке США «тюльпановой революции», и на смену Акаеву пришёл некий Курманбек Бакиев, который, как считалось, с намного большим пониманием относился к военным нуждам Америки (а также был удобной «демократической» фигурой для постсоветского пространства).
К сожалению, в мире тумана и грёз, что царят на постсоветском пространстве, те, кто называет себя «демократами», редко ими являются, и редко как-то отличаются от открытых автократов, место которых иногда занимают.
Но какая же связь между спазматической внутриполитической ситуацией в Киргизии и Афганистаном?
А вот какая. У русских благодаря нефти и газу полно денег, и вот они снова попытались закрыть «Манас», предложив Бакиеву большие средства, чтобы компенсировать потерю арендной платы, передаваемой ему Пентагоном.
Как говорят русские, «быть хорошим — это не профессия», и Бакиев попытался вести двойную игру — взятку у русских принял, а сам потребовал от американцев заплатить ещё более высокую цену, чтобы «Манас» не закрывался.
Это было глупо — очень глупо даже для человека, стоящего во главе отчаянной, нищей горной страны с произвольно нарезанной территорией, зажатой между Россией, Китаем, Афганистаном и помешавшейся на Обаме Америкой.
Ситуация в Афганистане становится всё более отчаянной, и США, готовые на всё, лишь бы сохранить базу за собой, раскошелились. Но по другую сторону афганской расщелины стояла и продолжает стоять Россия, про которую уже стало общепринятым говорить, что она «поднимает голову».
Но этот вопрос сложный и крайне спорный, так что позвольте мне перейти к сути.
У русских возникла проблема — человек, которого они купили, не вёл себя как купленный, так что оставался один вариант — избавиться от него. Это было достигнуто путём разжигания неизбежного «народного восстания», больше похожего на клановую «подковёрную» войну, в которой на данный момент погибло уже порядка двух тысяч человек (беженцами, возможно, стало до миллиона). Перед всплеском насилия СМИ дружно ругали Бакиева (которого когда-то расхваливали как светоча демократии), называя его воплощением безнадёжно коррумпированного автократа (какой сюрприз! Ведь он им и был, причём с самого начала).
А что же с пришедшей ему на смену грозной Розой Отунбаевой, ранее служившей министром иностранных дел и послом в США? На её землю обрушился хаос, и по-настоящему стоит ответа лишь один вопрос: будут ли США и НАТО пользоваться «Манасом» и в дальнейшем?
Ох уж этот «Манас».
Афганистан — это по-прежнему самое главное. Вся военная верхушка бывшего СССР прекрасно помнит «их Вьетнам», и никогда не забудет; сейчас многие россияне твёрдо намерены заставить американцев почувствовать вкус того самого горького лекарства — поражения. И лучший способ сделать это — вынудить американцев вымаливать право пользования транзитными маршрутами, которых становится всё меньше.
А давайте назовём вещи своими именами? Это же имперское перенапряжение.
Конечно, то, что случилось на прошлой неделе в Киргизии, — это трагедия, и кто что с кем сделал и почему — остаётся выяснить. Но я сильно подозреваю, что подобные инциденты будут происходить по всему региону, потому что позиции США в Афганистане пошатнутся и пойдут на убыль, а поднимающая голову Россия начнёт испытывать на прочность и позиции США в своём бывшем «заднем дворе». Я предсказываю, что ситуация будет ухудшаться до тех пор, покуда международное сообщество (читай: ООН) наконец не даст российским военным право и честь надеть голубые береты международных миротворческих сил и начать обеспечивать мир в Киргизии, хотя этот мир они сами только что нарушили ценой по меньшей мере в две тысячи жизней.
Где в следующий раз можно будет наблюдать восстания или иные проявления вмешательства России — неизвестно, но я ставлю на Азербайджан.
В азербайджанской столице Баку парламент совсем недавно принял закон, в соответствии с которым впервые с 1991 года, когда была провозглашена независимость страны, иностранным войскам разрешается иметь базы на её территории. Большинство азербайджанцев полагает, что США ищут замену киргизскому «Манасу», и вполне возможно, что они правы.
Но ведь тот же закон позволит и русским открыть свою лавочку в Азербайджане.
Добро пожаловать в будущее. Русские идут — обратно на позиции. По крайней мере пытаются.
Гольц — автор книг, статей и текстов о ситуации на постсоветском Кавказе, последняя из которых — это дополненное переиздание «Грузинского дневника» (M.E. Sharpe, 2009). В свободное от путешествий время он преподаёт на кафедре политоологии в Монтанском государственном университете (г. Боузман). О его недавних приключениях научного характера можно прочитать на сайте www.msubsec.com