Два месяца назад в результате народного восстания был свергнут коррумпированный и жестокий режим Бакиева в Киргизии. На прошлой неделе в результате спланированных провокаций, направленных на дестабилизацию и подрыв временного правительства Розы Отунбаевой, в основных городах на юге Киргизии произошли столкновения между киргизами и узбеками, которые привели к гибели тысяч человек и вызвали масштабный кризис с беженцами, в числе которых оказались сотни тысяч человек. Хотя Россия и Соединенные Штаты предложили определенную гуманитарную помощь в ответ на кризис, ни та, ни другая страна не оказали прямого содействия в деле обеспечения безопасности, о котором просило киргизское правительство и в котором отчаянно нуждается страна. Россия и США могут заявить, что у них нет средств для прямого участия их военных в разблокировании конфликта; но власти обеих стран в той или иной мере несут ответственность за нынешние беспорядки в Киргизии, и должны совместными усилиями добиваться стабилизации обстановки в стране и укрепления позиций временного правительства.
Россия по вполне понятным причинам недовольна прошлыми попытками США установить свое влияние в бывших советских республиках. Но в связи с этим она несет основную долю ответственности за поддержание региональной безопасности и урегулирование кризисов в соседних странах. Присутствие США в Киргизии является и должно быть временным, о чем заявляет президент Медведев. Но хотя американцы используют Киргизию для обеспечения своих воюющих войск, мы также несем часть ответственности перед народом этой страны и должны оказывать ему в случае необходимости значимую помощь. Более того, в интересах обоих государств обеспечить стабилизацию обстановки в Киргизии, что совершенно очевидно. США нужна мирная Киргизия для обеспечения бесперебойного транзита через Манас. А что касается Москвы, то сосед, страдающий от таких беспорядков и хаоса, угрожает всем среднеазиатским соседям России наплывом беженцев и возможным распространением вооруженного конфликта.
Соединенные Штаты почти наверняка откажутся вмешиваться в киргизские дела, отдав предпочтение защите своих прав на аренду базы и проигнорировав последствия своей прошлой политики. А Россия не захочет осуществлять прямое вмешательство и нести все издержки по направлению туда миротворческой миссии, которая может оказаться весьма продолжительной. Однако ограничиваться предоставлением минимальной помощи было бы ошибкой. Такого рода гуманитарные кризисы с угрозой безопасности требуют намного больше ресурсов, чем российские и американские. Наиболее целесообразной в такой ситуации кажется миротворческая миссия под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности, санкционированная ООН, в которой могли бы принять участие несколько мусульманских государств, включая Турцию. В сочетании с этим ООН могла бы направить помощь для удовлетворения самых насущных потребностей сотен тысяч перемещенных узбекских беженцев.
Бывшая советская республика в очередной раз очень сильно пострадала от бессмысленной борьбы за влияние в российском "ближнем зарубежье", которая никак не помогла в продвижении американских или западных интересов, а лишь нанесла очевидный ущерб народу и стране, якобы получающим преимущества от явно антироссийского "плана свободы". Западные страны и неправительственные организации способствовали первому перевороту в 2005 году, который привел к власти Бакиева. А Запад приветствовал его приход, называя это очередным примером успеха "цветной революции", которая является выражением "власти народа" в ее противопоставлении авторитарному правителю Киргизии, слишком тесно связанному с Москвой. Это была абсолютная глупость, и события показали полное непонимание Западом этой страны. Он навязал Киргизии еще более отвратительную власть, чем была до того. Киргизия платила дорогой ценой анархичного правления и репрессивной тактики Бакиева, пока оппозиция при определенной поддержке со стороны России не вынудила его уйти из власти.
В этот момент у США была возможность наладить с временным правительством Киргизии такие отношения, которые не ограничиваются исключительно арендой американцами базы Манас. Но Обама фактически разбазарил эту возможность. Несмотря на то, что Киргизия играет важную роль в обеспечении деятельности войск в Афганистане, Вашингтон по какой-то странной причине считает эту страну ненужной, полагая, что ее стабильностью можно пожертвовать. Если столкновения на юге Киргизии были спровоцированы Бакиевым и его союзниками, как утверждает исполняющая обязанности премьер-министра Отунбаева, то США отчасти несут ответственность за то, что приветствовали его приход к власти и сотрудничали с его режимом на протяжении нескольких лет. Соединенные Штаты не впервые бездействуют, когда свергнутый преступник сеет хаос на улицах страны-союзницы. Но в отличие от Таиланда, беспорядки в Киргизии могут иметь более серьезные последствия для ее соседей и для стратегических интересов США.
Россия, со своей стороны, хотела, чтобы Бакиев ушел, и она поддерживала оппозицию президенту. Поэтому Москва также имеет определенные обязательства перед Киргизией и должна оказывать поддержку тому правительству, которое она помогла привести к власти. Самое ценное, что может сделать в таких обстоятельствах Россия, это добиться политической поддержки со стороны стран-членов ШОС и ОДКБ, а также со стороны Турции, у которой в Центральной Азии есть свои интересы. Она может возглавить политические и дипломатические усилия по организации миротворческой миссии и миссии помощи для Киргизии. Соединенные Штаты должны предложить политическую и финансовую поддержку этим миссиям, а также материально-техническое обеспечение обеих миссий.
У США недостаточно политической воли, чтобы пойти на эти шаги, поскольку американские скептики быстро заявят, что этот кризис не имеет никакого отношения к Соединенным Штатам. Вот почему крайне важно, чтобы администрация Обамы четко дала понять: мир и стабильность в Киргизии крайне важны для завершения войны в Афганистане. Если говорить конкретно, то в Киргизии сегодня льется кровь из-за плохо продуманных американских устремлений усилить свое влияние в глубине Центральной Азии. Минимум, что могут сделать США в таких условиях, это помочь остановить кровопролитие и свести к минимуму ущерб.
Соединенные Штаты и Россия медленно восстанавливают свои взаимоотношения на протяжении последних полутора лет. Сейчас пришло время продемонстрировать, что "перезагрузка" между Вашингтоном и Москвой способна внести свой вклад в благополучие и безопасность тех стран, которые прежде считались пешками в бесплодной борьбе за влияние.