На прошлой неделе на юге Киргизии начались массовые беспорядки. Жертвами стычек между киргизами и узбеками в стране, некогда бывшей среднеазиатской Швейцарией, по официальным данным стали 208 человек, но даже правительство говорит о том, что погибших может быть в десятки раз больше. Количество беженцев, покидающих область конфликта, уже превысило миллион.
Своей точкой зрения, почему разгорелся конфликт и почему не вмешались другие государства, с автором поделился главный редактор портала Gazeta.kg и активист оппозиционного движения против режима Аскара Акаева и Курманбека Бакиева Улан Мелисбек.
- В СМИ уже появляется информация, что обстановка на юге Киргизии нормализуется. Вы можете сказать, правда ли это или какая на самом деле ситуация на юге и в стране в целом?
- Ситуация на юге Киргизии продолжает оставаться достаточно сложной. Погибло большое количество людей, установить точное количество в виду форс-мажорных обстоятельств, всеобщей суматохи, особенно в первые дни после начала беспорядков, не представляется возможным. Из сообщений новостных агентств мы узнаем, что город полуразрушен, дотла сожжены и разорены многие частные дома, здания общественного значения, государственное имущество, рабочие места, магазины, базары. Жизнь на юге нашей страны словно застыла, что отражается болью и отчаянием не только сотен тысяч наших соотечественников, которых непосредственно коснулась эта трагедия, но и всего остального народа Киргизии и мирового сообщества, кто следит за трагическими событиями в нашей стране.
Тем не менее, в условиях, когда увеличивается угроза потерять нашу государственность, будет непростительно бездействовать, поддавшись отчаянию. Временное правительство Киргизии делает все, чтобы стабилизировать ситуацию. Временным правительством был сделан ряд кадровых назначений, рассчитанных на привлечение пусть и оппонирующих, но настоящих профессионалов-силовиков, которые развернули активную деятельность на юге страны: прежде всего работу по пресечению массовых беспорядков, а также постепенному выявлению и аресту их организаторов. Изымается очень много оружия, непонятно каким образом оказавшегося на руках у простых дехкан (крестьян, фермеров - прим. ред.), гражданских лиц. На улицах южных городов, где произошли волнения, восстановлен порядок, сокращено время комендантского часа, предпочитавшие ранее отсиживаться в забаррикадированных домах и районах люди потихоньку начали выходить на улицу, получать налаживаемое медицинское обслуживание, принимать гуманитарную помощь.
-Представители киргизской власти и сами жители Оша и Жалал-Абада с началом беспорядков заявляли, что все было заранее спланировано. Кто-то обвиняет сбежавшего президента Бакиева, кто-то криминальный мир, на Западе встречается мнение, что все дело рук Москвы. Кто, на Ваш взгляд, может стоять за этими печальными событиями?
- Очевидно одно. События в Ошской и Джалал-абадской областях Киргизии не являются спонтанно возникшим межэтническим конфликтом, как это по не знанию местных особенностей, менталитета сотни веков живущих бок о бок киргизов и узбеков, родственных друг другу по религии, языку, культуре, хотят представить различные стороны, особенно российские СМИ. Действительно незадолго до начала трагических событий на юге, в интернете была распространена запись телефонного разговора между членами семьи Курманбека Бакиева (вы можете прослушать запись, а также ознакомиться со стенограммой). Во время этого разговора между Максимом и Жанышем Бакиевыми, соответственно сыном и братом свергнутого президента, озвучен вероятный сценарий организации беспорядков путем привлечения наемников с целью дискредитировать временное правительство. Реваншисты желали показать несостоятельность новой власти, ее неспособность противостоять и предотвратить беспорядки в стране. Более того, сам бывший президент Курманбек Бак
иев ранее не раз заявлял, что просто так власть не уступит, а будет защищать ее с оружием в руках. Поэтому в нашем обществе сегодня очень сильно убеждение, что за кровавыми событиями в нашей стране стоят именно Бакиевы.
С другой стороны, как вы сами заметили, некоторые киргизские и зарубежные эксперты не исключают вероятность того, что подоплека ошских событий не так проста и банальна, как месть и реваншизм Бакиевых, что с учетом многих геополитических факторов и масштабности трагедии здесь имеется конфликт интересов сторон с намного большими организаторскими возможностями, чем просто финансы свергнутого семейного режима. Возможно, телефонный разговор между Бакиевыми посчитали весьма кстати и использовали ситуацию те стороны, которые преследуют ту же самую цель, что и Бакиевы, - дискредитировать новую власть, сорвать предстоящий референдум, не дать временному правительству окончательно легитимизироваться. Дали Бакиевым возможность организовать беспорядки в нашей стране, может даже помогли в решении каких-то организационных вопросов, но не рассчитали, перегнули с эффектом, который они ожидали оказать на население и временное правительство нашей страны. В условиях жесткого геополитического противостояния различных идеологичес
ких, я бы даже сказал, имперских сторон в Среднеазиатском регионе никакие коварные интерпретации не могут быть исключены. К великому сожалению, Киргизии, идущей на референдум, который рассчитан превратить нашу страну в парламентскую демократию, единственную среди сплошь авторитарных и президентских стран бывшего СССР, приходится жить в условиях, когда сценарии, казавшиеся ранее невероятными теориями заговоров, сегодня становятся жестокой реальностью.
- Межэтническое столкновение на юге страны, к сожалению, в этом году произошло не в первый раз. Можно ли ожидать, что оно повторится?
- В любой многонациональной стране возможны конфликты между представителями различных национальностей различного характера и уровня, начиная от бытового недопонимания, кончая масштабным размежеванием, военными действиями и т.д. К счастью, в Киргизии никогда не было событий, подобных произошедшим в странах бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Грузии. Народ Киргизии в целом интернационален и дружен, в частности киргизы как титульная нация очень толерантны. К примеру, такой ксенофобии к «чужакам», какая зачастую наблюдается среди представителей молодежных неофашистских организаций России, у нас нет и никогда не будет. Тем более между киргизами и узбеками, являющимися родственными тюркскими народами с практически одинаковыми языками, культурой, менталитетом, практикующими одну и ту же мусульманскую религию. Вообще, я склонен считать, что ни у нас в Киргизии, ни где-то еще в мире люди в здравом уме и состоянии просто так не пойдут на массовые убийства друг друга. Для этого должны быть веские причины, которые, как правило, и «обеспечивают» провокаторы разных мастей, стороны и люди, имеющие свой интерес. Конечно, душе нашей страны нанесена тяжелая рана, которую нам еще много лет придется помнить и содрогаться. Однако я надеюсь, что помнить мы будем не для того, чтобы продолжать предъявлять взаимные обиды, а для того, чтобы извлекать уроки и не допускать подобных ужасов в будущем.
- На пике конфликта временное правительство в лице Р. Отунбаевой попросило помощи у "третьей силы". Действительно ли обстановка была такова, что Киргизии понадобилось (или до сих пор требуется) военное вмешательство других государств?
- Главе временного правительства Розе Отунбаевой пришлось обратиться за помощью к третьей стороне в тот момент, когда в южных городах нашей страны профессиональные снайперы продолжали отстреливать мирных граждан, тем самым способствуя эскалации ненависти, насилия по отношению друг к другу. В условиях полной неразберихи, бесконтрольности, неподчинения представителей силовых ведомств и банальной нехватки силовиков временному правительству было невероятно сложно управлять ситуацией. Необходимо было во что бы то ни стало срочно прекратить убийства мирных граждан и, очевидно, с учетом всех сложившихся обстоятельств, недостаточности своих собственных возможностей в Бишкеке было принято решение обратиться за помощью к сторонам, считающимися партнерами. Однако благодаря оперативным действиям властей Киргизии на третий день конфликта стало понятно, что в каком-либо вмешательстве военных извне наша страна не нуждается.
- Как Вы можете объяснить, что ни Россия, ни США, ни ОДКБ, ни Китай не оказали военную помощь Киргизии?
- Несмотря на действительную драматичность событий в Киргизии, ситуация не настолько катастрофична, как представляют некоторые зарубежные средства массовой информации. Насколько известно, Россия и США очень внимательно следят за событиями в Киргизии, ведут взаимные консультации. И если бы временному правительству уже на третий день беспорядков не удалось взять ситуацию в свои руки, изменить динамику, то, возможно, военным силам других стран все же пришлось бы вмешаться в события в Киргизии с миротворческой миссией. Очевидно, наблюдатели с той и другой стороны приняли выжидательную позицию и, в конечном счете, удалось избежать необходимости ввода иностранных войск.
- Беспорядки произошли в Ферганской долине, где на одном месте рядом друг с другом живут киргизы, узбеки, таджики и другие. Как могут недавние события повлиять на ситуацию в регионе и что может случиться при повторе межэтнического столкновения?
- Действительно, Ферганская долина входит в число наиболее густонаселенных территорий по всему миру. Здесь переплелось очень много проблем демографического, экономического и социального характера. Не совсем благополучна ситуация со свободами, правами человека. Из-за бедноты, неудовлетворенности населения авторитарными правителями, неспособности властей адекватно решать накопившиеся проблемы распространяется исламский фундаментализм, популяризуются ранее нетрадиционные для нашего региона виды религиозных идеологий экстремистского толка. В целом регион, оказавшийся на стыке различных цивилизаций, идеологий, с таким клубком проблем, ожидает неспокойное будущее.