Собеседник «Жаманака» заместитель декана исторического факультета Московского государственного университета имени М. Ломоносова, руководитель информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, политолог Алексей Власов.
- Президент Азербайджана Ильхам Алиев недавно заявил в Стамбуле, что если Армения не примет обновленные мадридские принципы, то Азербайджан пересмотрит вопрос своего участия в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Как вы оцениваете это заявление, какие будут дальнейшие шаги Азербайджана, действительно ли Азербайджан может выйти из переговорного процесса?
- Азербайджан не покинет переговорный процесс. Я оцениваю это заявление как обычный способ давления на переговорный процесс, при том, что заявление адресовано не столько Армении, сколько к имеющим свою роль в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта игрокам - России, Турции, Евросоюзу. Не думаю, что Азербайджан усиливает риторику, так как это не впервые - в последние полгода уже звучали подобные жесткие заявления и со стороны Алиева и со стороны азербайджанского гражданского общества, но все же разговор пока что ведется на постоянной площадке публичного диалога, где свое место имеет Россия. Если учесть публикации турецких, армянских, российских СМИ про то, что Россия больше не ведет свою постоянную миссию основного игрока, то можно заметить, что в ближайшем будущем Россия не будет содействовать ни Армении, ни Азербайджану, а будет держать баланс. Такая ситуация, по-моему, продолжится ближайшие полгода, а это отлично сознает также Ильхам Алиев.
- На днях в Стамбуле премьер министр РФ Владимир Путин во время совместной пресс-конференции с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом заявил, что в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта Россия и другие посредники не смогут прийти к согласию без Армении и Азербайджана, и что в таких вопросах только компромиссы двух сторон, приемлемые для них, могут превратиться в решения. Как вы думаете, какие шаги предпримет Турция в этом случае, ведь Турция в последнее время грела надежду, что Россия использует давление на Армению в вопросе нагорно-карабахского конфликта?
- Думаю, Путин этим заявлением в первую очередь зафиксировал, что РФ с одной стороны основной игрок в процессе урегулирования карабахского конфликта, с другой стороны, в будущем не встанет рядом ни с одной из конфликтующих сторон. Путин, как будто, предложил Эрдогану сменить турецкие подходы, так как Турция, в принципе, приостановила процесс нормализации отношений с Арменией и взяла на себя отдельную роль в карабахском процессе - с целью содействия Азербайджану. Если цель Турции состоит в том, чтобы она делила свою роль с Россией в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, то Россия дала понять, что она честный брокер и не будет держать сторону ни одной из конфликтующих стран.
- Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров на днях заявил о вероятности новых предложений от сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Не думаете ли вы, что Армения может не принять обновленные мадридские предложения? Создалось такое впечатление, что мадридские принципы потеряли актуальность...
- Не думаю, что Армения отклонила обновленные мадридские предложения и что переговорный процесс в результате оказался в тупике, так как если отсутствует совместно согласованная общая позиция, то уже нет смысла собираться, что-то обсуждать, в этом случае нет соответствующей темы для разговора и каждый твердит свою позицию… вот это означало бы провал переговорного процесса. Думаю, что Армении не дадут шанс заявить, что она не принимает обновленные мадридские принципы. Мы увидели сколько усилий приложили США, чтобы посадить за стол переговоров Турцию и Армению. Теперь, когда сложился некий этап паузы, который связан с ведением внутренней политики Барака Обамы, Вашингтон опять возвратится на Южный Кавказ и снова возобновятся дипломатические усилия между Анкарой, Баку и Ереваном – в вопросе нормализации отношений между Арменией и Турцией, возобновятся также попытки для перемены ситуации, которая сложилась в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
- Как вы оцениваете визит министра обороны США Роберта Гейтса в Азербайджан? Во время встреч в Баку звучало мнение, что Азербайджан недоволен отсутствием прогресса в карабахском урегулировании. Ожидается также визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Азербайджан. Как вы объясните последние шаги Вашингтона, в чем причина такой активности?
- США осознали, что влияние России постепенно усиливается, и они пытаются восполнить упущенные возможности в Каспийском регионе, придавая важность своему партнеру на Южном Кавказе Азербайджану. Однако, пока что не ясно, в каком формате будет совместная деятельность. В последнее время газета The New York Times опубликовала информацию о том, что в США подписали какой-то секретный документ, где идет речь о размещении военных баз в Грузии, Азербайджане и Узбекистане. Это не просто так опубликованная информация. Это попытка создать некое информационное поле, которое имеет цель нейтрализовать возникшие в последнее время подвижки в российско-азербайджанских отношениях.
Таким образом, между Россией и США ведется нормальное соперничество в вопросе Азербайджана, но повторяю, пока что не ясно - что может предложить Обама Азербайджану, так как понятно, что США не встанут на сторону Азербайджана в карабахском конфликте, это уже очевидно. Отсюда возникает вопрос - а что получит Баку, чтобы не пойти к сближению отношений с Москвой? Последние пять лет доказали хотя бы то, что ни администрация Буша, ни администрация Обамы не имеют особенной стратегии в вопросе роли и влияния Азербайджана на Южном Кавказе. Вот поэтому я не очень всерьез воспринимаю попытки Вашингтона изменить ситуацию.
- В последнее время много говорится о создании качественно новых отношений между Россией и Турцией. Как вы оцениваете нынешний уровень отношений Москвы и Анкары?
- В первую очередь, следует отметить торгово-экономические отношения между Турцией и Россией, также общие подходы в вопросе изменения ситуации на Южном Кавказе. В этом вопросе стремления, конечно, имеют декларативный характер, отсутствуют четкие механизмы в вопросе урегулирования конфликтов. Например, как можно урегулировать абхазский и югоосетинский конфликты, или как можно изменить ситуацию в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, как согласовать вопрос статуса Каспийского региона... То есть, Анкара и Москва заявляют об общих принципах, но эти принципы пока что не имеют практический характер. По этой же причине можно констатировать о качественно новых торгово-экономических отношениях между Россией и Турцией, здесь стартовал этап осуществления конкретных проектов, но совместные усилия в вопросах безопасности, урегулирования замороженных конфликтов пока что находятся на этапе поисков совместно приемлемых подходов, а это довольно долгий процесс, так как зависит он не только от намерений и желаний Москвы и Анкары.
Перевод: Гамлет Матевосян