Правительство США скупает вертолеты российского производства для формирования основ зарождающихся ВВС Афганистана, и эта стратегия вызывает острую критику со стороны членов Конгресса, желающих, чтобы афганцы летали на американских машинах.
В отличие от периода холодной войны, когда ЦРУ поставляло ракеты "Стингер" афганским повстанцам для борьбы с советскими вертолетами, Пентагон потратил недавно 648 миллионов долларов на закупку и восстановление 31 транспортного вертолета Ми-17 российского производства для авиации сухопутных войск Афганистана. Министерство обороны намерено закупить в будущем году еще 10 Ми-17; а на следующее десятилетие оно планировало дополнительные закупки десятков таких машин.
Действия с использованием денег американских налогоплательщиков на закупку российской военной продукции не находят положительного отклика в Конгрессе. Некоторые законодатели говорят, что Пентагон никогда не рассматривал альтернативы вертолету Ми-17, которые он приобретал для применения в Ираке и Пакистане, и что отсутствие конкуренции позволило российским подрядчикам взвинтить цены.
"В программе закупки Ми-17 либо не налажен контроль, либо он отсутствует вовсе", - заявил сенатор-республиканец из Алабамы Ричард Шелби (Richard C. Shelby), который совместно с сенатором-демократом из Коннектикута Кристофером Доддом (Christopher J. Dodd) требует от Пентагона пересмотра планов закупок. "Результатом стало огромное разбазаривание денег, перерасход средств, задержки с поставками, проблемы безопасности и крупные трудности в вопросе доставки".
Отдающие предпочтение Ми-17 американские и афганские военные руководители (а он был спроектирован для использования в Афганистане) признают, что вложение Пентагоном средств в российскую военную продукцию может показаться странным. Вместе с тем, они говорят, что смена модели вертолета сорвет все попытки подготовить афганских летчиков, которые не умеют летать на машинах американской постройки.
"Если люди приедут в Афганистан и полетают на Ми-17, они поймут, почему данная машина столь важна для будущего этой страны, - заявил бригадный генерал ВВС США Майкл Буэра (Michael R. Boera), отвечающий за модернизацию армейской авиации Афганистана, - нам надо как-то привыкнуть к тому, что он русский. . . . Он хорошо работает в Афганистане".
По оценкам американских военных, ВВС Афганистана смогут действовать самостоятельно не ранее 2016 года, то есть, спустя пять лет после объявленного президентом Обамой срока вывода американских войск из этой страны. Но Буэра отмечает, что эти сроки могут сдвинуться как минимум на два года, если Конгресс заставит афганцев летать на американских вертолетах. "Неужели мы действительно захотим так поступить?" – спрашивает генерал.
Американские военные пытаются восстановить ослабленную авиацию сухопутных войск Афганистана с 2005 года, когда в ее составе насчитывалось несколько десятков отправленных в отпуск пилотов и небольшое количество изношенных Ми-17.
Поскольку афганские летчики традиционно проходят подготовку на российских машинах, Пентагон решил сделать Ми-17 основой воздушного флота Афганистана. Советский Союз сконструировал Ми-17 специально для использования в Афганистане. Американские представители отмечают, что он хорошо приспособлен для полетов на высотах Гиндукуша, а также над пустынной местностью этой страны.
Поскольку в стране мало надежных дорог, вертолет является в Афганистане основным видом транспорта. Американцы перебрасывают на них свои войска в отдаленные районы, доставляют припасы, а также эвакуируют раненых. До недавнего времени афганские летчики не участвовали в боевых действиях, но использовали свои Ми-17 для перевозки высокопоставленных афганских руководителей, в том числе, президента Хамида Карзая. Американские представители надеются, что армейская авиация Афганистана сможет со временем защищать свое небо и выполнять задачи в составе быстро увеличивающихся сухопутных войск.
Афганцы также обучаются на вертолетах огневой поддержки Ми-35 российского производства и на итальянских С-27. Эти машины применяются для переброски войск и предметов снабжения. В составе авиации сухопутных войск имеется 48 вертолетов и 3300 человек личного состава.
Буэра говорит о том, что к 2016 году планируется увеличить количество вертолетов до 146 единиц, а численность личного состава до 8000 человек. По словам представителей Пентагона, первоначально они рассчитывали, что Ми-17 составят половину всего вертолетного парка, но сейчас они пересматривают эту цифру в сторону уменьшения.
В Афганистане находится около 450 американских военнослужащих, занимающихся обучением афганских пилотов и работающих там советниками. Обучение летчиков армейской авиации проходит мучительно медленно – гораздо медленнее, чем подготовка силами американцев афганской национальной армии и полиции.
Отобранные в летчики афганцы, многие из которых не могут читать и писать даже на родном языке, должны учить английский – официальный язык в кабине пилотов. Лишь после этого они получают первое звание. По словам американских инструкторов, на обучение целого экипажа уходит обычно от двух до пяти лет.
Пока только один афганский летчик прошел подготовку в летной школе в США, хотя в настоящее время там учатся десятки афганцев. Это заставляет командование армейской авиации полагаться на пилотов, которые учились летать на Ми-17 в советские времена и во времена правления талибов.
Генерал Мохаммед Дауран (Mohammed Dawran), командующий афганскими ВВС, говорит о том, что большинству этих летчиков уже за 40, и что у них уже устоявшиеся привычки. Требовать от них переучиваться на американские вертолеты было бы крайне трудно.
"Они изучили прежние системы, и у них иные представления", - заявил генерал в интервью. Большинство ветеранов не знает, как летать ночью и в условиях плохой видимости, когда пилот должен управлять машиной по приборам.
Российские вертолеты намного более просты, чем американские модели, такие как UH-60 Black Hawk или CH-47 Chinook. Ми-17 управляется при помощи ручки-автомата и руля, и не имеет обычно таких удобств как навигационная система GPS. Афганские техники, привыкшие обходиться подручными материалами, набрались опыта и умело ремонтируют машины, используя банки из-под содовой и прочие самодельные детали.
Правительство США закупало российские вертолеты и для других своих союзников. Пентагон приобрел восемь Ми-17 для ВВС Ирака, хотя чиновники из министерства обороны говорят, что дальнейших планов таких закупок у них нет. Военное ведомство также закупило и арендовало 14 Ми-17 для Пакистана, однако Исламабад недавно вернул часть этих машин после аварии, вызвавшей сомнения в их надежности и безопасности.
Кроме того, командование специальных операций США хотело бы приобрести несколько Ми-17 для себя, чтобы спецназ, выполняющий секретные задания, мог скрывать факт своей принадлежности к ВС США.
"Мы хотели бы иметь несколько таких машин, чтобы решать свои задачи, - заявил американский военный представитель, согласившийся говорить лишь на условии соблюдения анонимности при обсуждении вопроса о секретных программах, - но русские знают об этом. Россия обладает небольшой монополией на Ми-17. И они непомерно взвинчивают цены".
Критики в Конгрессе говорят, что цена за вертолет утроилась по сравнению с 2006 годом, увеличившись с 6 до 18 миллионов долларов. Представители Пентагона данный факт оспаривают, заявляя, что более низкие цены применялись в отношении подержанных, менее боеспособных Ми-17, и что новые модели стоят в розницу около 15 миллионов долларов.
Чиновники из министерства обороны и аналитики отмечают, что американские производители вертолетов, с трудом справляющиеся с производством в достаточном количестве машин для своих войск в Афганистане и Ираке, просто не обладают сегодня производственными мощностями, чтобы делать вертолеты еще и для афганской армейской авиации.
Однако, испытывая давление со стороны Конгресса, военные представители США дают понять, что начинают отказываться от резкого увеличения закупок российских вертолетов.
"Будучи человеком, поддерживающим лозунг "Покупай американское", я считают совершенно правильным то, что мы продолжаем оценку данной программы по мере продвижения вперед", - заявил в марте на слушаниях в сенатском комитете по бюджетным ассигнованиям министр армии США Джон Макхью (John McHugh), в обязанности которого входят и закупки вертолетов за рубежом.