После двухнедельных дождей над Санкт-Петербургом выглянуло солнце, обласкав своими лучами семь тысяч делегатов, собравшихся в северной столице России, чтобы обсудить будущее страны. Важнейшим событием на форуме стало выступление российского президента в пятницу, 18 июня, посвящённое переопределению роли иностранных инвесторов в условиях новой политики, призванной, как надеется Кремль, сделать Россию по-настоящему привлекательной для вложения капитала.
Доклад президента стал кульминацией пиар-кампании, рекламирующей преобразование экономики России с высвобождением сил частного предпринимательства, набиравшей оборота в течение всего года. Новые стратегии Медведева стали продолжением прежних, однако они направлены на преодоление неблагоприятного инвестиционного имиджа страны, с целью привлечь в страну серьёзные прямые иностранные инвестиции (FDI). «Россия нуждается в оживлении реальных инвестиций. Нашей важнейшей задачей является создание комфортного климата для инвесторов. Сегодня мы ставим это в центр нашей политики», - заявил Медведев собравшимся на форуме представителям российской деловой и политической элиты.
Беда в том, что иностранных инвесторов пока не удалось переубедить; они настаивают на том, что хотели бы увидеть какие-то доказательства, например, в виде конкретных достижений в сфере улучшения соблюдения принципов законности, сокращения бюрократической волокиты и эффективной борьбы с взяточничеством. Циники заявляют, что уже слышали и раньше подобные речи, и с тех пор реально ничего не изменилось.
Поток прямых иностранных инвестиций в Россию в 2009 году по сравнению с предыдущим годом упал почти наполовину; в отличие от той же Центральной Европы, например, где прямые иностранные капиталовложения снизились лишь на четверть. Бум потребления, подпитываемый прямыми иностранными инвестициями, в том числе в строительстве, в последние годы прекратился, и инвесторы отложили осуществление ряда проектов. Это невыгодно отличает Россию от других стран BRIC, где прямые иностранные инвестиции держатся на неплохом уровне.
В течение первого квартала этого года общий объём инвестиций, по данным Росстата, восстановился, увеличившись на 9,3% и достигнув 13,1 миллиарда долларов; однако в большинстве случаев это денежные поступления в форме кредитов. Более чётко определенные, целевые FDI, т.е. деньги, вложенные в конкретные проекты, типа производственных предприятий, продолжаюсь падать, хотя и несколько медленнее, и по сравнению с прошлым годом понизились 17,1%. Однако, как утверждают аналитики, звёзды благоприятствуют быстрому восстановлению инвестиций. «Россия находится в нужном месте в нужное время, - заявил Кингсмилл Бонд (Kingsmill Bond), главный стратег инвестиционной компании «Тройка Диалог». – В 1990-х годах Россия была в состоянии хаоса, так что было не до реформ. Первые попытки преобразований предпринимались в период с 2000 по 2003 года; но в течение следующих пяти лет резко взлетели цены на нефть, и реформаторский энтузиазм сошёл на нет, потому что денег и так хватало. Последние два года правительство полностью поглощено борьбой с кризисом. Теперь возникла реальная потребность в осуществлении реформ, и, что ещё более важно, правительство действительно настроено на их проведение».
Выполнение обещания
Может быть, инвесторы и слышали подобные речи и раньше, но самый факт их повторения уже обнадёживает. Нынешний премьер-министр, Владимир Путин, постоянно призывающий бороться с такими явлениями, как коррупция, в бытность свою президентом, однако, мало что конкретно сделал для этого. Но с тех пор, как ему на смену пришёл Медведев, было принято много реальных мер, обнадёживает уже само настойчивое повторение пиар-кампании, которую, вероятно, можно расценить как первую за все время попытку Кремля недвусмысленно дать понять, что Россия является привлекательной областью для инвестиций. Для создания позитивного инвестиционного климата Кремлю предстоит не столько совершать резкие изменения – тут возможностей немного – сколько усердно трудиться над постепенным и упорным разрешением проблем. «В 1990-м у нас были бандиты и хаос, - заявил Грег Тейн (Greg Thain), председатель совета директоров маркетингового холдинга IMS Group, одной из крупнейших маркетинговых компаний России. – А сейчас Россия взрослеет, и на это уйдёт лет десять».
И всё же, президент Медведев в своем докладе заявил о принятии ряда мер, подчеркнув приверженность правительства к изменениям; заметным событием стало его решение о сокращении числа секторов, закрытых для иностранных инвестиций. «Я сократил число компаний стратегического значения в пять раз… Сегодня я подписал указ об этом», - сказал Медведев собравшимся делегатам и представителям прессы.
В годы экономического бума, когда правительство было при деньгах, широко критикуемый закон о секторах экономики стратегического значения затруднил иностранным для иностранных инвесторов процесс вложения капитала примерно в 40 секторов российской экономики. Решение Медведева на 80% урезать этот список означает резкий поворот в политике. Медведев посетовал на чрезмерный государственный контроль над экономикой и пообещал исправить ситуацию. Этот ход станет крупнейшим изменением в политике, если дело будет доведено до конца. «Принято считать, что, что человек, который собирает яблоки, делает основную работу; на самом деле решающий вклад внёс тот, кто посадил яблоню, - сказал российский президент. – И не всегда государство должно само собирать урожай. При экономике свободного предпринимательства найдутся люди, которые смогут сделать это быстрее и лучше», - заметил Медведев.
Прозвучало и много более конкретных мер, призванных улучшить рентабельность капиталовложений в Россию для внутренних и зарубежных инвесторов. Полным ходом продолжается наступление на коррупцию, продолжая набирать темп. В последнее время президент провёл целый ряд законов для конкретизации взаимоотношений между бизнесом и милицией; сами органы охраны правопорядка в настоящее время претерпевают значительные преобразования.
Президент заявил, что государство рассматривает возможность снижения налогов с целью стимуляции роста, если экономический подъем в мире будет продолжаться; налоги на дивиденды уже отменены в начале этого года, налог на доход от прироста капитала для прямых капиталовложений будет отменён в начале будущего года. Президент предложил создать еще один поддерживаемый государством фонд, предназначенный для направления потока инвестиций в ключевые области, типа инфраструктуры. «Я предложил правительству поработать над идеей создания специального инвестиционного фонда, где государственные деньги будут умножаться за счет частного капитала – к примеру, один рубль государственных капиталовложений привлечет три рубля частных инвестиций. Я полагаю, что эта идея будет реализована в течение года», - заявил Медведев.
Речь президента была обещаний и оптимизма. Что ещё важнее для России, государство уже может похвастаться определёнными успехами, внушая веру и позволяя надеяться на продолжение. Впрочем, несмотря на известный прогресс, движение вперёд будет идти довольно медленно, уж слишком необъятна задача. Однако, как заявил Медведев, цель нынешней политики - стать маяком модернизации. «Россия должна стать привлекательной страной, куда будут приезжать люди со всего мира в поисках своей мечты, в поисках лучших возможностей для достижения успеха и самореализации. И Россия сможет дать это тем, кто будет готов принять справляться с трудностями, кто сможет увидеть в ней (в России) свой новый дом», - считает президент.
Медведев отводит зарубежным инвесторам центральную роль в этом процессе; новая политика взяла хороший старт, как отметил 20 июня помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович; за уикэнд было подписано 50 сделок на сумму 15 миллиардов долларов – это больше, чем объём инвестиций за весь 2009 год. «В тепличных условиях ничего серьёзного не вырастет, - заметил Дворкович. – Искусственно сдерживая конкуренцию, государство и бизнес обрекают себя на растительное существование. А потому мы хотим конкуренции, и мы к ней готовы».