Важнейшим направлением стратегии Казахстана в области экспорта энергоресурсов является диверсификация экспортных маршрутов. Поэтому он в принципе заинтересован в экспорте нефти в Европу.
Казахская нефть уже поступает в Европу через Украину по южной ветке нефтепровода «Дружба». По ней каждый год прокачивается около 5,5 млн. т. казахского продукта. Хотя этот маршрут не был достаточно надёжным и дешёвым, во время визита президента Украины В. Януковича в Астану была достигнута договорённость о пересмотре транзитных тарифов. За это Украине были обещаны переговоры во вопросу её возможного участия в разработке отдельных казахских углеводородных месторождений. Однако в 2012 г. планируется запуск крупнейшего нефтяного месторождения «Кашган», и Казахстану необходимы новые экспортные маршруты.
В начале марта этого года во время встречи президентов Румынии и Казахстана в Астане Н. Назарбаев заявил о том, что казахская нефть будет прокачиваться по новому трубопроводу через Азербайджан в Грузию, а потом танкерами по Чёрному морю доставляться в Румынию (это означает, что после войны России с Грузией в 2008 г. Казахстан снова считает южно-кавказское энергетическое направление надёжным). Вероятно поэтому государственная нефтяная компания Казахстана «КазМунайГаз» приобрела румынскую нефтяную компанию «Rompetrol».
Тем не менее Европа является лишь одним из стратегических векторов внешней политики Казахстана. Другие три – это Россия, Китай и США. В данном контексте важно отметить тот факт, что упомянутая политика Казахстана довольно прозрачна и прогнозируема (и это не смотря на то, что Астана балансирует влияние больших сил в регионе).
Россия стремится к получения контроля над казахским нефтяным экспортом (с целью стать единственным экспортёром чёрного золота в регионе). Казахстан довольно дипломатично пытается этого избежать, диверсифицируя его маршруты, и в то же время сохраняет конструктивные отношения с Москвой. Эти отношения развиваются очень прагматично, и практически по всем спорным вопросам удаётся достичь договорённости. В целом Россия считает Казахстан одним из ближайших союзников и в том числе поддерживает большинство его международных инициатив.
Китай всегда являлся внешнеполитическим приоритетом Астаны, так как политическая пассивность на китайском направлении помимо всего прочего может стать причиной чрезмерной политической и экономической экспансии этой страны. Казахстан и Китай совместно реализуют несколько крупных инфраструктурных проектов (например, постройка нефтепровода Атасу-Алашанкоу). Кроме того Пекин приобрёл одну из нефтяных компаний Казахстана – «ПетроКазахстан» - и права на Кумкольское (42 млн. т. нефти) и Каражанбасское (46 млн. т.) месторождения, а также совместно с «КазМунайГазом» владеет Чимкентским НПЗ. Однако большая активность Китая в Казахстане раздражает Запад.
Политику США на данном направлении определяет документ, который Белый дом называет Большой стратегией в Центральной Азии. Его основные цели – ограничение возможностей Москвы в сфере контроля над транзитом казахской нефти и газа на мировые рынки, снижение роли Китая в регионе и поддержка создания нефтегазовых транспортных коридоров, идущих в обход России.
Европейские нефтяные компании пришли в Казахстан только после того, как соответствующую почву подготовили склонные к большему риску американцы. Сегодня там работают «Agip/Eni», «Shell DevelopmentB. V.», „British Petroleum“ и «Total Fina Elf», участвующие в эксплуатации Карачаганского и Кашганского нефтяных месторождений.
Перспективы поставок казахской нефти в Европу будут зависеть от того, как будет меняться вышеописанная ситуация. Президентская каденция Н. Назарбаева заканчивается в 2012 г. Если его приемником станет выгодный Москве кандидат, российский вектор в многовекторной политике Казахстана может стать преобладающим. Соответствующие прогнозы связываются главным образом с именем Тимура Кулибаева – вице-президента «КазМунайГаза» и одного из зятьёв Н. Назарбаева. Есть мнение, что Т. Кулибаев устроил авантюру, в результате которой «Лукойл» завладел частью Южно-Кумкольского месторождения, а пострадавшей стороной в данной ситуации можно считать Китай. Поэтому в случае прихода к власти Т. Кулибаева Россия смогла бы диктовать Казахстану условия продажи нефти не только западным странам, но и Китаю.
Однако, если Казахстан откажется от политики баланса, это может нарушить равновесие мировых весов влияния, в чём, вероятно, не заинтересован ни один из глобальных игроков. Поэтому такой поворот событий маловероятен.