Руководитель российского "Газпрома" Алексей Миллер обсудил с Министром экономики Румынии Адрианом Видяну возможность строительства в этой стране транзитного газопровода и хранилища газа для "Южного потока".
До недавнего времени Румынию не рассматривали как страну, которая могла бы принять участие в этом строительстве. Еще весной глава правления "Газпрома" подчеркивал: "Газпром" уже окончательно определился, что газопровод выйдет на берег в Болгарии и что Румыния не будет транзитной страной". Теперь, после встречи с румынским министром, господин Миллер говорит совсем иное: "У нас состоялся очень откровенный и предметный диалог с господином Видяну. Мы открыли вопрос участия Румынии в проекте "Южный поток".
Дело здесь все же не столько в Румынии, сколько в Болгарии. Именно эту страну еще до недавнего времени считали главным партнером Москвы во всех энергетических проектах на юге Европы, и никаких альтернатив ей якобы не было. Однако на прошлой неделе в позиции Болгарии произошли большие изменения. Они не касались "Южного потока". Глава болгарского правительства Бойко Борисов лишь намекнул на возможность отказа страны от двух общих проектов с Москвой - атомной электростанции в Белени и нефтепровода "Бургас - Александропулис".
Пока что София не сказала "нет". Тем не менее, с момента смены власти в Болгарии проводят расследование относительно того, действительно ли эти энергетические проекты удобны для страны и не было ли в соглашениях с Россией коррупционной составляющей. Как известно, болгарские левые, которые оставили власть и экономику в ужасном состоянии, не скрывали своих тесных контактов с Москвой, и в оппозиции всегда были подозрения, что политические мотивации превалируют над экономическими.
Сергей Станишев, премьер Болгарии от левых, потерпел поражение на выборах практически на следующий день после того, как его страна присоединилась к проекту "Южный поток". И наследник Станишева, харизматический мэр Софии Борисов, пообещал даты ответы на все вопросы относительно энергетических проектов с Россией и относительно той поспешности, с которой Болгария согласилась на российские предложения. Ведь и сам "Южный поток" продолжает вызвать вопрос. Заместитель министра иностранных дел Болгарии Марин Райков на днях подчеркнул, что для его страны все-таки намного более важен проект "Набукко".
И тогда "Газпром" решил подвергнуть наказанию непослушную Болгарию и начать переговоры с Румынией. Это давняя тактика россиян. Вместо того чтобы доказывать целесообразность проекта и настаивать на том, что он будет удобен для всех участников и что никто не давал взяток, - российские менеджеры просто подъезжают к другой стране с чемоданами своих предложений. Может, именно потому, что не могут доказать очевидное? Может быть, потому, что сам "Южный поток" будет существовать в тесном симбиозе если не с коррупционными схемами, то, мягко говоря, с заинтересованными и близкими к руководству "Газпрома" фирмами?
И этим фирмам просто необходимо получить заказ на строительство, так как от их благосостояния будет зависеть благосостояние многих высокопоставленных чиновников - как в самой России, так и в странах, с которыми Россия договаривается о своем маршруте? И именно это является настоящей конкуренцией с "Набукко"?
Конечно, все это пока что - риторические вопросы, на которые правительства не отвечают. И даже если в Софии узнают о сущности предыдущих российско-болгарских договоренностей, то едва ли об этом сообщат в СМИ, чтобы окончательно не портить отношений с Москвой.
Однако само такое отношение к тонкой материи энергетических переговоров и позволяет "Газпрому" наказывать одних и давать возможность заработать другим. Единственное, что Румыния также демократическая страна, в которой может измениться власть. И что будут делать в Москве, если следующее румынское правительство поставит ребром вопрос о сущности соглашений, о которых ныне договариваются российские менеджеры? Где же "Южный поток" будет выходить на овеянный мечтой берег?
Перевод: Антон Ефремов