Придя к власти, новый американский лидер Барак Обама провозгласил «перезагрузку» в отношениях с Россией для достижения общих целей по обеспечению глобальной безопасности. В итоге совместное решение о приоритете афганской и иранской проблем отодвинули на второй план геополитическую борьбу за Южный Кавказ. Но Грузию роль второго плана, похоже, не устраивает. Тбилиси то и дело привлекает внимание Белого дома. Сейчас грузины связывают надежды с кавказским турне госсекретаря Хиллари Клинтон и возможным одобрением новой концепции примирения с Абхазией и Южной Осетией. Чем ответит тбилисским стратегам Вашингтон?
Августовский конфликт 2008 года и признание Россией двух закавказских республик серьезно поссорил Москву с Вашингтоном. Осуждение ответных действий Москвы на грузинскую агрессию со стороны международных альянсов и организаций стало лишь следствием недопонимания между двумя сверхдержавами.
Но, осудив операцию России по принуждению Грузии к миру, Запад только осложнил себе жизнь. Все старые проблемы, которые были связаны с Афганистаном и Ираном, остались на повестке дня. И со временем пришло четкое осознание того, что решить эти проблемы без помощи Москвы попросту нереально.
Для пришедшего к власти Барака Обамы, в отличие от его предшественника, глобальная безопасность оказалась важнее, чем южнокавказские дрязги. А заявленная «перезагрузка» между самыми влиятельными в мире государствами отодвинула маленькую, но гордую Грузию в отношениях между Вашингтоном и Москвой на второй план. В итоге за полтора года, прошедшие с августа-2008, о мнимых проблемах грузин вспоминают все реже.
Высокопоставленные представители Белого дома продолжают заявлять о том, что разногласия по Грузии не должны мешать США и России сотрудничать в сферах, представляющих взаимный интерес. «Да, у нас есть разногласия с Россией относительно Грузии, мы поддерживаем суверенитет, этой республики - отметил заместитель президента США по национальной безопасности Бен Родс. - Но даже такие разногласия не помешают нашему сотрудничеству».
Оптимистично настроены и представители российских властей. Посол РФ в США Сергей Кисляк полагает, что политика «перезагрузки» в российско-американских отношениях дает свои позитивные результаты. «Мы стали более открыты в своих отношениях и готовы вслушиваться в озабоченности друг друга», - говорит дипломат.
Тбилисских стратегов такой расклад, однако, не устраивает. Они с упорством привлекают внимание своего главного партнера к сложной ситуации на «оккупированных территориях» (которым, к слову, в свободном плавании вполне комфортно). Вот и сейчас Грузия надеется на одобрение разработанной стратегии в отношении Абхазии и Южной Осетии. На первый взгляд, в документе все расписано довольно красиво: тут и развитие культурных связей, и народная дипломатия. Только закавказские республики в грузинском приложении к документу почему-то именуются не иначе, как «оккупированные территории», контролируемые «марионеточными режимами». О каком уважении и восстановлении отношений после этого может идти речь?
7 июля Грузию проездом посетит госсекретарь Хиллари Клинтон. Именно на ее визит в Тбилиси возлагают особые надежды. Дело в том, что грузинская стратегия давно ищет спонсоров. Очевидно, что никто, кроме Соединенных Штатов, реализацию этого проекта не профинансирует. И не исключено, что реакция Клинтон даст ответ на вопрос о том, чем же постсоветская республика на данный момент является для Вашингтона - стратегическим плацдармом на Южном Кавказе или помехой в отношениях с Россией.
Эксперты, с которыми пообщался корреспондент GeorgiaTimes, сходятся во мнении, что США поддержат и профинансируют грузинскую стратегию. Впрочем, если вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин полагает, что Вашингтон наверняка одобрит этот документ, то заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин говорит о рациональном подходе Штатов к реализации стратегии. По его мнению, если речь не идет о миллиардах и миллионах, Вашингтон выделит для претворения документа в жизнь необходимые суммы. Вместе с тем, Жарихин добавил, что эта стратегия могла бы работать до событий августа 2008 года, но не после произошедшего, потому что сейчас краткосрочные стратегии примирения бессмысленны по своей сути. «Что в реальности может делать Грузия - это ждать естественного охлаждения процесса, а уже потом выдвигать
предложения по примирению и воссоединению. Сейчас это будет попросту вызывать обратную реакцию. Всему свое время, - заявил Жарихин. - До тех пор, пока Грузия будет ставить вопрос статуса выше доверия между людьми, ничего не получится».
А вот предстоящий визит Хиллари Клинтон политологи оценивают по-разному. Владимир Анохин уверен, что американцы могут вести двойную игру, обещая Москве большие преференции, но, в то же время, агрессивно работать на Кавказе: «Ничего хорошего визит госсекретаря США не принесет. Это даст толчок к обострению отношений между закавказскими республиками и Грузией». В свою очередь, Владимир Жарихин подчеркнул, что список приоритетов Белого дома возглавляют Афганистан, Ирак и проблемы с евро и долларом, но никак не грузинские заботы: «Думаю, у руководства США есть список, в котором Грузия находится далеко не на первом месте».