Если насильственная смена власти в Киргизии в апреле месяце продемонстрировала потребность в международной помощи, то недавнее кровопролитие на юге страны такую потребность подтвердило. Региональные державы и Соединенные Штаты Америки заинтересованы в недопущении повтора межэтнических столкновений. Но местное руководство предлагает оптимальный шанс для получения необходимой помощи. Соседний Казахстан имеет возможность воспользоваться своей ролью председателя в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе для поиска конструктивного решения проблемы.
События прошедшей недели показали, насколько неустойчива ситуация в сфере безопасности в Киргизии. Если в этнических чистках против узбеков действительно виновна кучка из 500 бандитов и мародеров, часть которых была в киргизской военной форме, то факт неспособности временного правительства предотвратить резню вызывает глубокую тревогу. Особое беспокойство вызывает то, что власти намерены провести в это воскресенье референдум по новой конституции, несмотря на отсутствие гарантий безопасности.
Ведущие державы реагировали на события медленно, что вызывает удивление, поскольку и у США, и у России в Киргизии имеются военные базы. Убедительно "защитив" южных осетин в августе 2008 года своим вторжением в Грузию, Россия сейчас, похоже, не спешит вмешиваться. А США тем временем фактически передали Сре6днюю Азию в сферу российского влияния и стараются не раскачивать и без того неустойчивую лодку. Соседние государства проявляют такую же осторожность. Внешний мир за пределами США и России смотрит на Киргизию в большей степени как на проблему, а не как на стратегическую фигуру на шахматной доске геополитики.
Однако во многих отношениях недавнее кровопролитие в Киргизии имеет возможность привести к позитивным изменениям в Средней Азии, если в дело сможет вступить ОБСЕ. Согласованные и хорошо скоординированные ответные действия могут укрепить безопасность, привести к созданию более здоровой экономики и обеспечить защиту гражданских прав – что, собственно, и является основополагающей трехкомпонентной концепцией ОБСЕ.
У всех остальных имеющихся в наличии вариантов есть недостатки. Организация Договора о коллективной безопасности почти ничего не делает для поддержки независимых государств, и управление ею осуществляется в основном из Москвы. У Организации Объединенных Наций уйдет слишком много времени на развертывание миротворческой миссии. Поистине коллективным решением проблемы в таких условиях может стать предоставление ОБСЕ полномочий по формированию собственного многонационального контингента с включением в его состав миротворцев как из ОДКБ, так и из стран-членов НАТО.
ОБСЕ уникальна в ряду международных организаций этого региона в силу своего третьего "гуманитарного измерения", включающего права человека и демократические ценности. Целенаправленные нападения на узбеков подчеркивают, насколько серьезны нарушения прав человека в Киргизии. Перемещенным лицам внутри страны, а также примерно 100 тысячам беженцев, перебравшимся в Узбекистан, нужны гарантии восстановления справедливости. Временное правительство обязано обеспечить возврат собственности, а также быстрое и безопасное восстановление всего того, что было разрушено. Также необходимо провести честное расследование того, как были допущены систематические злоупотребления и нарушения, и наказать виновных в нападениях.
Затем можно начать решение более глубоких проблем. В основе апрельского кризиса лежала коррупция, масштабы которой были настолько огромны, что просто опустошали экономику страны, где ВВП на душу населения составляет 2100 долларов. Свергнутый президент Курманбек Бакиев пользовался государственной казной как личным банкоматом. Наркоторговля и прочая криминальная деятельность способствует процветанию там теневой экономики.
Начинать масштабную и действенную борьбу с коррупцией следует с обеспечения прозрачности бюджета, в том числе, донорских средств, а также с полного пересмотра правил регулирования предпринимательской деятельности и с откровенного разговора о важнейших проектах, таких как строительство и ремонт важнейших ГЭС. Для этого нужно будет включить более яркий свет в экономике, которую преднамеренно держат в темноте. Обеспечить это помогают независимые средства массовой информации и гражданское общество – и именно поэтому они подвергались нападкам со стороны бакиевского режима. Члены ОБСЕ должны взять на себя обязательство укреплять такую систему негосударственного контроля за общественным кошельком. Это также поможет неправительственным организациям в Казахстане и Узбекистане активизировать собственную антикоррупционную деятельность.
В реформировании нуждаются также силы безопасности и правопорядка. Пока что дела таких активистов-правозащитников, как Азимжон Аскаров, указывают лишь на то, что власти насмехаются над нормами права. Аскарова арестовали, избили и обвинили в "разжигании беспорядков" за то, что он снимал на камеру, как киргизская милиция бездействовала, когда мародеры жгли и грабили дома в Бозор-Курганском районе. ОБСЕ может представить необходимый анализ третьей стороны, чтобы обеспечить привлечение к суду тех, кто совершил данные преступления. И хотя организация Freedom House скептически отнеслась к председательству Казахстана, в продолжающемся киргизском кризисе есть и светлое пятно, заключающееся в том, что лидерство Казахстана поможет извлечь ценные уроки.
Когда Казахстан взял в свои руки бразды правления ОБСЕ, он пообещал возродить "отживающую свой век" организацию. Создав и направив в Киргизию многонациональные силы быстрого реагирования для восстановления порядка, и приступив к коллективной работе по продвижению реформ вместе с международными организациями, Казахстан может подать пример настоящего лидерства и придать временным властям Киргизии ту легитимность, в которой они столь сильно нуждаются.
Новая решимость защищать и отстаивать права человека может вернуть Киргизию на правильный путь, превратив ее в ту страну, у которой наилучшие в регионе перспективы для осуществления демократических реформ. На карту поставлено не только существование киргизского государства. Этот кризис является испытанием для независимости всего региона.
Сэм Паттен – старший менеджер программ по Евразии из Freedom House.