Фундаментальной аксиомой венецианской геополитики, которую впоследствии взяли за основу и другие «командные высоты» капитализма, Амстердам и Лондон, являлась необходимость избегать открытой демонстрации власти. На последнем заседании Совета Безопасности ООН использовалась антагонистическая стратегия, которая учитывала геополитические интересы при обсуждении экономических выгод. По результатам голосования членов Совбеза ООН за жесткие санкции против Ирана можно судить о новой системе международных отношений, складывающейся в многополярном мире.
Уже более тридцати лет США пытается не допустить подавления конфликта с Ираном, заручившись поддержкой Англии и Франции, своих главных идеологических союзников в Совете Безопасности ООН и давних партнеров в рамках капиталистической системы. С другой стороны, после развала СССР Россия и Китай делают все возможное, чтобы трансформироваться в развитые капиталистические державы. Если бы эти две страны не проголосовали за введение нового, уже четвертого раунда международных санкций в отношении Ирана, учитывая непреклонность позиции двух восходящих демократических держав, Турции и Бразилии, по крайней мере, появилась бы какая-то определенность с общей концепцией коллективной безопасности в рамках БРИК (куда входит и Индия, еще одна быстро развивающаяся экономика). Но сотрудничество с США оказалось гораздо важнее для России и Китая, чем взаимодействие с Бразилией, Индией и Ираном.
На заседании Совета Безопасности ООН в антагонистической игре участвовало пять постоянных членов. Россия, поддержав ужесточение санкций против Ирана, по сути, согласилась «заморозить» контракт на поставку Тегерану зенитно-ракетных комплексов С-300, в обмен на то, чтобы Вашингтон не ввел запрет на экспорт и импорт продукции военного назначения для ряда российских компаний, в частности, для государственного предприятия «Рособоронэкспорт», а также санкций в отношении российских научно-исследовательских институтов. Китай, в свою очередь, проголосовал «за», чтобы не допустить прекращения мало кому известных переговоров, которые ведутся в настоящее время пекинскими властями. Китай – одна из самых густонаселенных стран мира, с уровнем дохода на душу населения и производительностью намного ниже, чем на Западе. Единственное его преимущество – дешевая рабочая сила. В борьбе за мировое и региональное лидерство Китай делает ставку на капитализацию находившейся в его распоряжении неисчерпаемой рабочей силы, поддерживая ускоренные темпы экономического роста и сохраняя социально-политическую стабильность.
Многополярный мир состоит из крупных и мелких игроков. Первые – державы глобальные, вторые – региональные, и уровень независимости последних ограничивается первыми. В Совете Безопасности ООН наметилась расстановка сил, и обозначились границы территорий.
Посредничество Бразилии и Турции в процессе урегулирования ядерной программы Тегерана менее жесткими методами имело успех непосредственно в «волчьей пасти» военной супердержавы и жандарма на Ближнем Востоке, Израиля. Это был неплохой шанс, но только в рамках концепции БРИК. Тем не менее, Бразилия недооценила способностей Вашингтона оказывать давление и убеждать, благодаря которым Россия и Китай сдали свои позиции.
Во главе угла оказался основной принцип новой американской идеологии 90-х, который, тем не менее, далеко не оригинален: «Главная цель – не допустить появления сильного соперника».
Это аксиома выживания империалистических и неоколониальных держав, которой руководствовались и США, и Китай с Россией, которые, проголосовав за ужесточение санкций, подтвердили, таким образом, свое согласие с применением силы. Несмотря на то, что Обама мог бы негласно одобрить трехстороннее соглашение об обмене иранского урана на турецкой территории, заключенное между Ираном, Турцией и Бразилией, этот договор, по сути, представляет собой неприемлемое для Вашингтона вмешательство в одну из «горячих» зон, находящихся под его контролем. Успех вышеупомянутого мероприятия свидетельствовал бы о слабости США, которую не может себе позволить страна, не собирающаяся никому уступать мировое лидерство.
Сегодня Иран идет по пути к капитализму и нуждается в самоопределении, направленном на защиту национальных интересов, которые вступают в противоречие с интересами США и его союзников. Речь идет о свободном распоряжении энергетическими ресурсами, в соответствии с насущными потребностями региона. Иран, с помощью Корпуса стражей исламской революции, способен стать лидером на Ближнем Востоке, не подчиняющимся влиянию Запада. Это абсолютно не устраивает Вашингтон, который пытается воспрепятствовать тому, чтобы другие развивающиеся страны последовали такому «опасному « примеру. Но для Китая и России открываются совсем иные перспективы. Вспомним Кубу, которая, несмотря на экономическую блокаду со стороны США, смогла выжить, не сдавая позиций.
Религиозные противоречия находят отражение в острых конфликтах между иранским правительством и экономической элитой, средним классом и обеспеченными сторонниками политики Вашингтона и «западничества» последнего иранского шаха, Шаханшаха Реза Пехлеви. По словам Обамы, «в эпоху Холодной войны США сыграли роль в свержении демократически избранного правительства Ирана». Речь идет об организованном ЦРУ государственном перевороте в 1953 году, в результате которого было свергнуто правительство Мохаммеда Мосаддыка, национализировавшего все иранские нефтяные активы. Следующие 25 лет иранцы жили под властью авторитарного Шаханшаха, который способствовал обогащению местной элиты, обнищанию населения и разграблению страны со стороны США и Англии. В 1979 году, после победы Исламской революции в Иране и падения шахского режима, к власти пришло шиитское правительство во главе с аятоллой Хомейни. С этого момента Белый Дом пытается сменить режим в Иране, не только с целью вернуть себе доступ к иранской нефти и полный контроль над страной, как во времена Шаханшаха, но и в надежде трансформировать идеологию и культурные ценности иранского общества по образцу западного либерального капитализма. Как только интересы какой-либо страны сталкиваются с экономическими, стратегическими и идеологическими интересами США и оказывают негативное влияние на глобальный капитализм, Вашингтон начинает демонизировать ее правительство. Недавно свергнутый президент Гондураса, Мануэль Зелайя, публично обвинил в подготовке своего свержения Пентагон, местную олигархию и лидеров Либеральной партии (к этому еще надо добавить местные военные структуры, состоящие в сговоре с Пентагоном). Подобный механизм применяется и в отношении Ирана. Раскол, дестабилизация и внутренняя война, которые длятся в этой стране в течение многих лет, - дело рук внешних сил (ЦРУ и британской внешней разведки), внутренней экономической элиты (поддерживаемой буржуазией и иранскими студентами-западниками) и значительной части иранской политической элиты (реформистской оппозиции).
Поддержка Россией и Китаем санкций в отношении Ирана неизбежно приведет к тому, что иранская система ПРО будет не способна помешать гипотетическому ракетному удару со стороны Израиля и в то же время, окажется уязвима перед десятками американских военных баз, развернутых в Ираке, Афганистане, Турции и на Аравийском полуострове. С другой стороны, снижается вероятность односторонней атаки со стороны израильских сионистов, поскольку в регионе сохраняется необходимый уровень напряженности, заставляющий их проводить политику агрессии и постоянной территориальной экспансии за счёт Палестины. Кроме того, в данной ситуации существующая угроза открытия нового фронта против Ирана со стороны Израиля не должна привести к развязыванию войны на всем Ближнем Востоке, которая неизбежно имела бы глобальные последствия. И все это происходит в очень удобный момент. Теперь ничто не помешает Пентагону и НАТО ни продолжать военную операцию в Афганистане, ни проводить подготовку к новой войне в Корее.
Голоса Бразилии и Турции против применения дополнительных санкций в отношении Ирана, пошли в пользу России и Китая в антагонистической игре с США. Будем считать это вступительным взносом МИДа быстро развивающейся Бразилии за выход на ринг профессиональных боксеров-тяжеловесов...