Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузия пересматривает «перезагрузку»

© REUTERS/David Mdzinarishviliгрузия
грузия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Представители грузинской власти были открыто разочарованы отсутствием американской поддержки в ходе конфликта 2008 года, несмотря на годы поощрения со стороны тогдашнего президента США Джорджа У. Буша. Но теперь они говорят, что администрация Барака Обамы заслуживает похвалы за снятие напряженности прошлым летом и за поддержание спокойствия в регионе.

Тбилиси – Парочки попивают вино в уличных кафе, а дети резвятся в фонтанах, чтобы хоть как-то справиться с жарой. Старики играют в шахматы на парковых скамейках, а на тротуарах торгуют вразнос всякой всячиной.

В неухоженной, хаотичной и очаровательной столице Грузии – обычное шумное и яркое лето.

Все, как обычно, не считая одного: впервые за последние годы, наступление теплой погоды не сопровождается в Тбилиси слухами о грядущей войне.

Безмятежное спокойствие резко контрастирует со знойным летом 2008 года, кульминацией которого стало августовское вторжение России в Грузию. Оно заметно отличается от нервной атмосферы прошлого года, когда новый приступ бряцания оружием в Москве заставил многих политиков и обозревателей предсказать – как оказалось, ошибочно – что вооруженный конфликт повторится.

Представители грузинской власти были открыто разочарованы отсутствием американской поддержки в ходе конфликта 2008 года, несмотря на годы поощрения со стороны тогдашнего президента США Джорджа У. Буша. Но теперь они говорят, что администрация Барака Обамы заслуживает похвалы за снятие напряженности прошлым летом и за поддержание спокойствия в регионе.

«Непосредственная опасность крупномасштабного нападения со стороны России была если не полностью уничтожена, то значительно уменьшена очень активной позицией администрации США», - говорит Гига Бокерия, замминистра иностранных дел Грузии и доверенное лицо президента Михаила Саакашвили.

Бокерия говорит, что Обама предпринял «очень большие усилия», чтобы четко обозначить позицию США по вопросу грузинского суверенитета в ходе своего эпохального визита в Москву в июле 2009 года.

Высокопоставленные грузинские чиновники утверждают, что в кулуарах Обама предупредил Медведева и премьер-министра Владимира Путина, что нападение на Грузию приведет к «серьезным последствиям», и что Вашингтон, отвлекшийся от войны 2008 года из-за предстоящих президентских выборов, «не станет стоять в сторонке», если конфликт повторится.

Представитель Белого дома отказался прокомментировать предупреждение, заявив, что «мы не обсуждаем личные разговоры». Но что бы там ни было сказано, похоже, что идея дошла до адресатов – и люди в Тбилиси это заметили.

Изначально выразив обеспокоенность по поводу того, что их интересы будут принесены в жертву на алтарь улучшенных американо-российских отношений, грузины, похоже, смирились с политикой перезагрузки, проводимой Обамой в отношении Москвы. Грузинские политики и аналитики говорят, что более тесные отношения между двумя бывшими соперниками позволили Вашингтону оказывать бесшумное, но эффективное влияние на Москву, что усилило безопасность Грузии.

«Должно быть что-то, что Россия потеряет, если нападет на Грузию», - говорит политолог Гига Зедания, директор Института генеалогии и современности Государственного университета им. Ильи Чавчавадзе.

«Одной из проблем администрации Буша было отсутствие рычагов влияния на Россию, так как между Москвой и Вашингтоном не было никакого сотрудничества. Когда эти взаимовыгодные для России и Соединенных Штатов связи установлены, у России будет больше стимулов дважды подумать прежде, чем она сделает нечто похожее на 2008 год».

Связи и влияние

То, что Россия теперь есть, что терять, прекрасно демонстрирует первый официальный визит президента Дмитрия Медведева в Вашингтон, проходящий на этой неделе.

Помимо переговоров с Обамой по многочисленным вопросам двустороннего сотрудничества, Медведев будет искать поддержки США для стремления Москвы присоединиться ко Всемирной торговой организации (ВТО). Медведев начал свой визит с посещения Кремниевой долины в Калифорнии, где он стремился привлечь инвесторов своими амбициозными планам по модернизации высокотехнологичных отраслей российской экономики.

Однако американские чиновники говорят, что в ходе своего визита российский президент может услышать и кое-что о Грузии. Более конкретно, американцы, вероятно, поднимут вопрос продолжающейся оккупации отколовшихся регионов Абхазии и Южной Осетии и отказа Москвы сократить численность войск в соответствии с соглашением о прекращении огня, подписанным Медведевым при посредничестве ЕС.

В своем выступлении, прошедшем 10 июня в Институте международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute of International Economics), главный советник Обамы по России Майкл Макфол (Michael McFaul) сказал, что администрация США не удовлетворена прогрессом по этому вопросу и планирует пролоббировать этот вопрос с Медведевым в ходе его визита.

«Является ли внешнеполитической задачей администрации Обамы помочь положить мирный конец российской оккупации Грузии и восстановить территориальную целостность этой страны? Абсолютно точно да. Это задача, которая перед нами стоит. Добились ли мы какого-то прогресса по этой задаче? Мой ответ – нет, не добились. Такова правда», - сказал Макфол.

«У нас есть цель, - добавил он. – У нас есть стратегия, которую мы преследуем, и мы будем делать это вновь, когда сюда приедет президент Медведев».

Чтобы еще больше подчеркнуть заинтересованность США в Грузии, госсекретарь Хиллари Клинтон посетит Тбилиси в начале июля в ходе поездки по региону Южного Кавказа, в рамках которой она также посетит Армению и Азербайджан. Прошлым летом вице-президент Джо Байден уже посетил Тбилиси.

Конечно, грузины по-прежнему ощущают, что потеряли свой вес в США с приходом к власти Обамы. Заявка страны на членство в НАТО, до которой еще пару лет, казалось, было рукой подать, теперь отложена на неопределенный срок. Внимание, которым когда-то осыпал Грузию Джордж У. Буш, в честь которого в Тбилиси названа улица, - это дело прошлого, ведь у администрации Обамы есть внешнеполитические задачи и поважнее, такие как Афганистан и Иран.

Но напряженная атмосфера конфликта в стиле «холодной войны», в котором Грузия стала замещающим полем боя для Соединенных Штатов и России, тоже отходит в прошлое.

«Я очень верю в то, что если американо-российские отношения будут расширяться и укрепляться, это пойдет Грузии лишь на пользу», - говорит бывший посол Грузии в ООН и действующий лидер оппозиции Ираклий Аласания.

Он упоминает об «огромных проблемах в области безопасности», особенно проявившихся в Грузии после молниеносной войны с Россией в августе 2008, и говорит, что Тбилиси «не справится с этими проблемами в одиночку».

«На данный момент все, что мы можем сделать, это не вызывать со стороны России агрессивного поведения, поддерживать спокойствие, - говорит Аласания. – Но чтобы решить проблемы, нерешенные войной, нам нужны сильные партнеры. И нам нужен сильный стратегический партнер, чтобы поддерживать хорошие отношения с Российской Федерацией».

Россия прежде всего?

Однако новое сотрудничество США с Россией имеет и своих критиков.

В июле прошлого года группа выдающихся восточноевропейских интеллектуалов и бывших политиков – среди которых были бывшие президенты Чехии и Польши Вацлав Гавел и Лех Валенса – опубликовали открытое письмо администрации Обамы, в котором выражали свою обеспокоенность тем, что интересы небольших государств, вроде Грузии, будут отброшены в сторону по мере улучшения отношений с Россией.

После того, как администрация Обамы вновь внесла на одобрение Конгресса так называемое «соглашение 123» по сотрудничеству с Россией в области мирного атома – это соглашение оказалось в подвешенном состоянии после того, как Буш отозвал его после российско-грузинской войны – вновь зазвучали яростные обвинения в предательстве.

В комментарии, опубликованном в газете Washington Post 15 мая, Дэвид Крэмер (David Kramer), служивший в администрации Буша заместителем помощника госсекретаря по европейским и евразийским делам, заявил, что администрация переходит от подхода «Россия прежде всего» к подходу «Россия и только Россия».

В недавнем интервью грузинской службе RFE/RL, Крэмер сказал, что повторное внесение «соглашения 123» вызывает обеспокоенность приоритетами администрации Обамы.

«Мне кажется, проблема состоит в том, что администрация настолько сконцентрировалась на своей стратегии перезагрузки с Россией, что она проводит ее, практически исключая отношения с другими странами региона», - сказал Крэмер.

«Я считаю, что это должно беспокоить эти страны, должно беспокоить Европу и должно беспокоить Соединенные Штаты».

В своем выступлении в институте им. Петерсона Макфол выразил решительное несогласие с подобным утверждением, заявив, что администрация «специально не настаивала на окончании оккупации Грузии для повторного внесения [в Конгресс] “соглашения 123”».

«Это не означает, что мы игнорируем Грузию. Мы ведем эти дела параллельно, но мы не связываем их», - сказал Макфол.

«С другой стороны, мы не позволяем нашим российским коллегам связывать вопросы, которые они хотят связать. Мы не прекращаем нашу помощь Грузии, и не кидаем грузин «под автобус» во имя резолюции Совета безопасности ООН. Это предложение было сделано нам давно, и мы сказали, что не играем в такие игры».

Высокопоставленный западный дипломат в Тбилиси, согласившийся прокомментировать вопрос на условиях анонимности, говорит, что различия в подходах Буша и Обамы к Грузии в основном внешние – и сильно преувеличены.

«Изменений меньше, чем на это указывает общественное мнение, - сказал дипломат. – Отношения не были безусловными при предыдущей администрации, и при нынешней изменились не так сильно, как некоторым хотелось бы верить. Фундаментальные стратегические принципы не изменились. Изменились условия в регионе».

Бокерия согласен с этим утверждением и подчеркивает, что интересы Грузии не были принесены в жертву ни на каком этапе перезагрузки отношений с Россией.

«В стратегии администрации не было никаких сдвигов», - говорит Бокерия.

«Мы знаем, что у них идет перезагрузка с Россией, и что у них есть важные вопросы, которые нужно обсудить с Москвой. Но [в этом процессе] не было ни единого важного случая, когда не поднимались вопросы суверенитета и безопасности Грузии».