По данным экспертов, проводивших по поручению Конгресса США расследование, американские военные финансируют масштабный рэкет в Афганистане и через посредников выплачивают десятки миллионов долларов местным главарям вооруженных формирований , коррумпированным чиновникам, а также представителям движения Талибан для обеспечения безопасного прохода транспортных конвоев снабжения по территории страны.
В опубликованном в понедельник на этой неделе докладе отмечается, что предпринимаемые меры по обеспечению безопасности при реализации транспортного контракта на сумму 2,16 миллиарда долларов нарушают закон об использовании частных подрядчиков, в также соответствующие распоряжения министерства обороны, и, кроме того, «существенным образом» подрывают усилия по достижению более широких целей США, связанных с обузданием коррупции и повышением уровня общего управления в Афганистане.
В докладе, в частности, говорится, что министерству обороны известно о том, что часть выплачиваемых подрядчикам денег в конечном итоге оказывается в руках местных главарей вооруженных формирований и повстанцев. Специалисты по военной логистике, находящиеся в Афганистане, главное внимание уделяют доставке грузов туда, где они необходимы, и они «на самом деле, не понимают, каким образом обеспечивается безопасность» местных автомобильных конвоев, с помощью которых перевозится более 70 процентов всех товаров и материалов, необходимых американским военным. Главные транспортные подрядчики, проводящие автомобильные конвои с грузами, уже заявляли о своей озабоченности, однако они столкнулись «с безразличием и бездействием» со стороны военных, подчеркивается в докладе.
«Сведения, содержащиеся в этом докладе, являются одновременно отрезвляющими и шокирующими», подчеркивает в своем вступлении к этому 79-страничному докладу член Палаты представителей (демократ, штат Массачусетс) Джон Тирни (John F. Tierney). Этот доклад озаглавлен: «Корпорация «Главари местных вооруженных формирований Инк.»: Вымогательство и коррупция вдоль американских маршрутов транспортировки грузов в Афганистане».
Использование транспортных подрядчиков «способствовало росту влияние главарей местных вооруженных формирований, вымогательству, коррупции и, возможно, даже осуществлялось финансирования врага», подчеркнул Тирни во вторник, выступая в подкомитете Палаты представителей по этому вопросу «Средства американских налогоплательщиков используются в целях рэкета и вымогательства в Афганистане, и такой ситуацией мог бы гордиться сам Тони Сопрано (Tony Soprano)».
Этот доклад был представлен общественности в тот момент, когда число американских жертв в афганской войне растет, а поддержка общественности и Конгресса уменьшается. Администрация США заняла в последние недели оборонительную позицию, настаивая на том, что медленный прогресс направленной против талибов операции в провинции Гельменд и в городе Кандагар не означает, что необходимо больше времени для того, чтобы понять, работает ли стратегия президента Обамы или нет.
«Я думаю, что сейчас слишком рано делать негативный вывод, - отметил высокопоставленный сотрудник администрации президента США, согласившийся на условиях анонимности обсуждать вопросы, связанные с внутренней дискуссией. – Я думаю, что во всем этом больше позитивного, чем негативного содержания. Мы продвигаемся к тому моменту, когда в конце года будет дана оценка, и это будет очень важное для нас событие». Это проверка была начата, когда президент Обама объявил в декабре прошлого года о своем желании направить дополнительно 30 000 военнослужащих в Афганистан и начать вывод американского военного контингента в июле 2011 года.
Конгрессмен Тирни является председателем подкомитета по национальной безопасности комитета Палаты представителей Конгресса США по надзору и правительственной реформе, и большинство его сотрудников в течение шести месяцев принимали участие в работе над этим докладом. Будучи сторонником менее масштабного американского вмешательства в Афганистане и точечных операций против повстанцев, Тирни высказал надежду на то, что этот доклад поможет членам Конгресса «понять, можно ли считать это наиболее эффективным способом борьбы с терроризмом. И можно ли считать это наиболее эффективным способом с точки зрения используемых средств».
Выводы доклада были представлены в четверг на слушаниях подкомитета по национальной безопасности. Высшие чиновники, представляющие военные и гражданские службы материального обеспечения, а также независимые эксперты в области обороной политики, присутствовали на этих слушаниях и давали показания. Согласно данным, содержащимся в докладе, все полученные свидетельства и сделанные выводы были переданы для ознакомления членам комитета, представляющим Республиканскую партию.
В своем вступительном обращении Тирни сообщил участникам обсуждения, что в ходе расследования «были обнаружены систематические провалы Пентагона в области управления подрядчиками и надзора за ними по всей цепочке доставки грузов в Афганистане». Он подчеркнул, то практика использования гражданских подрядчиков вместо военного персонала для доставки продовольствия, воды, боеприпасов, оружия и горючего для американские военных баз и отдаленных застав, разбросанных по всей территории Афганистана, была начата как «образец рентабельной целесообразности», но вскоре превратилась в институционализированную зависимость и опасный упрощенный метод».
В результате, подчеркнул Тирни, сегодня в Афганистане «мы имеем приблизительно 90 тысяч военнослужащих, однако, насколько известно, используем также 110 000 подрядчиков».
«Комбинация значительного увеличения количества подрядчиков и недостаточных возможностей для управления и надзора – это путь, который ведет к катастрофе», предупредил он. Он поставил под сомнение утверждения о том, что финансирование главарей местных вооруженных формирований и, возможно, повстанцев в Афганистане представляет собой попытку копировать во многом успешную стратегию «Anbar Awakening» по работе с повстанцами в Ираке.
«Слепое финансирование местных главарей вооруженных формирований, вымогательства и коррупции в Афганистане при помощи многочисленных прослоек невидимых субподрядчиков не имеет ничего общего со стратегией «Anbar Awakening», – подчеркнул Тирни. – Если министерство обороны хочет привлечь к совместной работе главарей местных вооруженных формирований, местных политических лидеров или повстанцев за счет средств американских налогоплательщиков, то военное командование в Афганистане должно взять на себя прямую ответственность за эти отношения для того, чтобы обеспечить абсолютную подотчетность».
Давая показания сразу после объявления Обамы о новой стратегии, государственный секретарь США Хилари Клинтон заявила, что «большая часть коррупции» в Афганистане подпитывается миллиардами долларов иностранной финансовой помощи, которые там расходуются», а одним из главных источников финансирования Талибана являются те деньги, которые представители этого движения получают в виде оплаты за предоставление защиты.
Сотрудники министерства обороны сообщили, что они начали проводить несколько коррупционных расследований в Афганистане, и было создано оперативное подразделение, возглавляемое контр-адмиралом военно-морских сил Кэтлин Дюссо (Kathleen Dussault), которая является руководителем по логистике и проведению операций по снабжению для начальника военно-морских операций, а до этого она возглавляла расположенное в Багдаде объединенное командование по работе с контрактниками в Ираке и Афганистане.
Официальный представитель американских и натовских вооруженных сил в Афганистане контр-адмирал Грегори Смит (Gregory J. Smith), подчеркнул, что целиком доклад Тирни еще не проработан, однако Дюссо «изучает все аспекты взаимоотношений с подрядчиками и делает рекомендации для того, чтобы мы не стали, как об этом говорят, главным источником тех доходов, которых лежат в основе коррупционных циклов».
Американские военные перевозят почти все, что они используют в Афганистане, по автомобильным дорогам, проходящим через Пакистан или через Центральную Азию, и эти грузы поступают в распределительный узел на авиабазе Баграм (Bagram), расположенный к северу от Кабула, а также на подобного рода узел, находящийся недалеко от Кандагара. Там контейнеры перегружаются на грузовики, предоставляемые афганскими подрядчиками на основании контракта под названием Host Nation Trucking contract на сумму в 2,16 миллиарда долларов. В отличие от войны в Ираке, обеспечение безопасности, а также предоставление большей части грузовых автомобилей осуществляется афганцами, и это отличие похвалил, назвав его стимулирующим местное предпринимательство, генерал армии и командующий американским военным контингентом и войсками НАТО Стэнли Маккристал.
На грузовиках эти грузы затем доставляются на более чем 200 укрепленных пунктов, расположенных в разных провинциях Афганистана. Они сосредоточены преимущественно в южной и восточной частях страны, где дороги в основном контролируются местными главарями вооруженных формирований, а также повстанческими группировками.
Составители доклада не смогли найти доказательства подкупа представителей Талибана, однако один из руководителей транспортного предприятия считает, что от 1,6 миллиона долларов до 2 миллионов долларов в неделю поступает в распоряжение повстанцев.
Большинство из восьми компаний, отобранных для работы по данному контракту, принадлежат афганцам, однако они выступают преимущественно как посредники для субподрядчиков, которые предоставляют грузовые автомобили, а также обеспечивают безопасность при проведении транспортных конвоев, в состав которых часто входят сотни автомобилей. Согласно докладу Конгресса, американские офицеры, которым поручено осуществлять контроль за доставкой, никогда не выезжают за пределы американских баз для того, чтобы определить, насколько эффективно работает эта система или убедиться в том, что при этом соблюдаются американские законы и соответствующие правила.
В докладе эта описывается эта система, в рамках которой субподрядчики – по большей части это известные главари местных вооруженных формирований - требуют выплаты от 1500 до 15 000 долларов США за каждый автомобиль за предоставление охраны и безопасный проезд по той территории, которую они контролируют. Наиболее влиятельным из них считается полевой командир Рухуллах (Ruhullah), который контролирует прохождение транспорта по автомагистрали номер один – главной дороге между Кабулом и Кандагаром. Провод транспортных конвоев осуществляется под эгидой компании Watan Risk Management, которая принадлежит двум двоюродным братьям президента Афганистана Хамида Карзая.
Общее руководство системой распределения субподрядов для обеспечения безопасности, как отмечается в докладе, часто осуществляется политическим посредниками, в том числе и единоутробным братом Карзая Ахмедом Вали Карзаем (Ahmed Wali Karzai), который возглавляет совет провинции Кандагар.
До прихода американских вооруженных сил в Афганистан осенью 2001 года Рухуллах был относительно малоизвестным человеком, но теперь он представляет собой «прототип нового класса главарей местных вооруженных формирований в Афганистане», подчеркивается в докладе. В отличие от более традиционных «полевых командиров», у него нет никаких политических устремлений и нет никакого положения в племенной иерархии, и он только «командует небольшой армией, состоящий из более 600 охранников».
Являясь «крупнейшим предприятием, обеспечивающим безопасность для американских транспортных маршрутных звеньев», Рухуллах «открыто говорит о подкупе губернаторов, руководителей полиции и армейских генералов», отмечается в докладе. На встрече с проводящими расследования экспертами Конгресса в Дубае он жаловался на «высокую стоимость боеприпасов в Афганистане. Он утверждает, что он расходует 1,5 миллиона долларов в месяц на боеприпасы для своего арсенала, который включает в себя автоматы АК-47, крупнокалиберные пулеметы, а также РПГ», то есть реактивные противотанковые гранатометы. В докладе также говорится: «Жители деревень, расположенных вдоль этой дороги, называют его «мясником». Несмотря на его «критически важную роль», отмечается в докладе, «никто в министерстве обороны или в разведывательном сообществе никогда с ним не встречался». С ним беседовали только представители подразделений по проведению специальных операций, которые дважды его арестовывали, но затем отпускали. Он «во многом остается загадкой как для администрации США, так и для тех подрядчиков, которые пользуются его услугами».
Правила министерства обороны, а также законы, принятые под влиянием проблем с частными подрядчиками в области обеспечения безопасности в Ираке, ограничивают те виды вооружений, которыми могут пользоваться подрядчики. Кроме того, требуется составление детального отчета о любых инцидентах с применением оружия. Однако такие отчеты редки, если они вообще составляются, отмечают эксперты.
Другой транспортный подрядчик описывает «симбиотические» отношения между такими специалистами по предоставлению услуг в области безопасности как Рухуллах и движением Талибан, боевики которого действуют в тех же районах. Он также утверждает, что талибам выплачиваются деньги для того, чтобы не было проблем с прохождением транспортных конвоев. «Многие перестрелки в действительности являются переговорами по поводу цены», отмечается в докладе.
В докладе содержатся некоторые рекомендации для военных, которым, по мнению авторов доклада, следует установить «прямую линию подчинения и отчетности в отношении частных компаний, предоставляющих услуги в области обеспечения безопасности и участвующих в охране отдельных звеньев транспортных маршрутов». Им рекомендуется также предоставлять «персонал и ресурсы, необходимые для управления и контроля при выполнении контрактных обязательств в области предоставления транспортных услуг, а также услуг в области безопасности в Афганистане».
Сотрудник редакции Уильям Брейниджин (William Branigin) принял участие в подготовке этого материала.