В воскресение в Торонто завершился саммит «Большой двадцатки», в котором приняли участие 20 стран – членов этого экономического клуба. По окончании консультаций и переговоров было принято совместное коммюнике, об основных положениях которого на пресс-конференции рассказал премьер-министра Канады Стивен Харпер. По его словам, одним из основных результатов саммита является то, что страны приняли на себя обязательства к 2013 году сократить свои бюджетные дефициты по меньшей мере вдвое.
Страны-участницы также обязуются в 2016 году снизить или хотя бы стабилизировать соотношение государственного долга к ВВП.
В вопросе реформы международных банковских институтов и введения мер по большему контролю за ними страны приняли решение оценить ситуацию в контексте каждой отдельной страны. Они согласились ускорить эту работу в преддверии следующего саммита «Большой двадцатки», который пройдет в ноябре этого года в Сеуле.
Еще один важный вопрос, обсуждавшийся на саммите, касался налогообложения финансовых операций, так называемый «налог на банки». По словам Харпера, было решено оставить введения такого налога на усмотрение каждой отдельной страны.
Именно в вопросах снижения дефицита и банковских реформ у некоторых стран существовали разногласия. Например, европейские страны и Россия обсуждали так называемую «стратегию выхода», или «экзит стратежи» – сворачивание мер стимулировния экономики, на которые они пошли во время кризиса. Проведение «стратегии выхода», по мнению этих стран, должно привести к снижению бюджетного дефицита.
США придерживались несколько иной позиции – администрация Барака Обамы выступала за продолжение проведения финансового стимулирования для укрепления тенденции выхода из экономического кризиса.
На пресс-конференции по завершении саммита, отвечая на вопросы журналистов, Барак Обама сказал, что в положениях финального коммюнике и в позиции его администрации нет никакого противоречия. «Мы вместе составляли это коммюнике, – сказал глава Белого дома. – Но мы считаем, что мы не должны все вместе и одинаково быстро бежать к выходу». Обама пояснил, что сворачивание фискального стимулирования страны должны проводить каждая в зависимости от своей собственной экономической ситуации. Барак Обама также отметил, что в целях увеличения экпорта своих товаров США намерены расширить сотрудничество с Россией.
«Это выгодно обеим нашим странам, – сказал глава Белого дома. – Мы возобновим экспорт курятины в Россию и поддержим вступление России в ВТО».
Ранее на пресс-конференции директор Департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Андрей Бокарев прояснил позицию России по вопросу выхода из мер фискального стимулирования.
«Мы с понимаем относимся к тем проблемам, которые стоят перед экономиками других стран, перед самой Россией, и безусловно речь не идет о том, чтобы принять решения, которые максимально позволят в короткие сроки, в течение 2-3 месяцев, свернуть абсолютно все меры фискальной поддержки, – сказал представитель российского Минфина. – Эта работа должна вестись постепенно, и мы выступаем за то, чтобы решения по сокращению этих мер принимались на основе анализа тех последствий, к которым они могут привести. Мы рассчитываем, что меры по сворачиванию пакета стиумлирования будут осуществляться и в России и в других странах «Восьмерки» и «Двадцатки», но вместе с тем они будут четко обоснованы и обусловлены текущей ситуацией в экономике тех или иных стран».
Андрей Бокарев объяснил также, почему Россия выступает против введения налогов на банковские операции.
«Не факт, что в случае введения подобного рода налогов можно избежать перенесения ответственности и расходов, связанных с введением этих налогов, с конечного потребителя на финансовый, на банковский сектор, – сказал российский представитель. – Сейчас крайне велика вероятность того, что введение подобных налогов приведет к подоражанию банковских услуг для конечного потребителя».
По словам помощника президента РФ Аркадия Дворковича, если уж вводить налог на финансовые операции, так его нужно вводить везде.
«Но вероятность того, что его введут все страны, чрезвычайно низка, – сказал он. – Мы понимаем, что есть ряд стран, которые этого не сделают. Нам тоже это не очень выгодно. У нас развивающийся финансовый рынок, и мы бы хотели, чтобы финансовые операции в большом объеме совершались именно у нас. И если другие страны введут этот налог, нам будет это только выгодно, и я надеюсь, что мы сможем этим воспользоваться».
Дворкович добавил, что в случае введения такого налога банки, скорее всего, смогут переложить свои дополнительные издержки на потребителей и от этого пострадает экономика.
«Будут введены более высокие процентные ставки, будет меньше кредитов, будут меньше ставки по депозитам, и от этого вряд ли кто-то выиграет, – считает помощник президента РФ. – К тому же, в России уже существует система, при которой государство не переносит издержки на налогоплательщиков. У нас есть система страхования вкладов. В случае, если у банка проблемы, часть компенсаций расходов идет из этого фонда страхования».