С 1 июля вступает в силу Таможенный кодекс, которым вводятся новые таможенные правила в рамках Таможенного союза. Если Беларусь все же не откажется от участия в этом проекте, то правила будут распространяться и на белорусских граждан.
Как сообщает официальный сайт Федеральной таможенной службы России, Таможенным кодексом таможенного союза для декларирования товаров для личного пользования предусмотрена только одна форма таможенной декларации — пассажирская таможенная декларация. Другие формы таможенных деклараций, используемые в настоящее время в РФ, будут упразднены.
Новшеством является возможность составления пассажирской таможенной декларации в одном экземпляре, который будет оставаться в таможенном органе. Физическое лицо вправе также по своему желанию задекларировать товары для личного пользования, не подлежащие таможенному декларированию в письменной форме.
Товаров можно будет ввезти больше в килограммах, но меньше в деньгах
Рассказывая о новых правилах и нормах провоза багажа для личного пользования, которые будут действовать с 1 июля 2010 года на территории Таможенного союза, начальник отдела Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы Валерий Решетников сразу успокоил: размеры пошлин на товары — 30 процентов от их общей стоимости — не изменились. «Это существенные квоты, в Европе они значительно выше», — цитирует В.Решетникова «Российская газета».
Без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить (или, как сказано в Таможенном кодексе, «перемещать через таможенную границу») в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 1500 евро (по нынешнему курсу — около 57 тысяч российских рублей) и общий вес которых не превышает 50 кг. Ранее весовым максимум были 35 кг, а денежным — 65 тысяч российских рублей. Если вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.
Общее количество разрешенного к ввозу алкоголя будет меньше в два раза: вместо нынешних 10 л — 5 литров. Однако при этом пошлины можно не платить не за 2 литра, как сейчас, а за 3 литра горячительного. В случае превышения нормы, таможенные пошлины взимаются по единой ставке 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра. Беспошлинно можно будет провезти также не более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.
Также при ввозе на территорию Таможенного союза от уплаты таможенных платежей освобождаются товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства-члена Таможенного союза в наследство за пределами таможенной территории Таможенного союза, признанные наследуемым имуществом — при наличии документов, подтверждающих факт наследования.
Еще одно новшество касается группы товаров, которые по кодексу Таможенного союза нельзя считать товарами для личного пользования. То есть они не должны подпадать под льготы для физлиц и будут облагаться пошлинами как коммерческие товары. В ФТС представили расширенный список таких товаров. Это, прежде всего, драгоценные металлы и камни стоимостью более 25 тысяч долларов, котлы центрального отопления, сельхозтехника, солярии для загара, фотолаборатории, игровые автоматы, медтехника.
Но для некоторых товаров в группе личного пользования все же сделаны исключения. К примеру, рыбу и морепродукты, за исключением лангустов, омаров и креветок, граждане на территорию Таможенного союза провозить смогут, но не более 5 кг. Топливо для заправки в отдельном баке — не больше 10 литров. Количество черной икры остается неизменным — до 250 граммов.
По словам В.Решетникова, процедура личного досмотра граждан на таможне с 1 июля останется неизменной.
Автомобиль придется дорастаможить, а на яхте можно сэкономить
Отдельная волнующая тема — ввоз иномарок физическими лицами.
Как сказал В.Решетников, во всех трех странах союза по идее должны действовать единые нормы. И пошлины в принципе согласованы, причем с учетом российских интересов. Однако переговоры на высшем уровне по «этому болезненному вопросу» до конца еще не завершены.
Поэтому представитель ФТС не исключает, что может быть принято решение сохранить национальные ставки в Беларуси и Казахстане. И этот переходный период продлится до 2013 года (раньше официальные лица называли срок 1 июля 2011 г.).
В этот период граждане Беларуси и Казахстана могут ввозить на свою территорию автомобили по действующим в этих странах ставкам, но если они хотят продать их в России, то потребуется доплатить разницу в пошлинах.
«Если кто-то вдруг захочет перепродать в России автомобиль, оформленный по белорусским ставкам и снятый с регистрационного учета в Белоруссии, то ему придется в полном объеме доплатить разницу между пошлинами и сборами по нашим нормам. Это можно будет сделать как на таможенных постах в Белоруссии, так и в России», — заявил В.Решетников.
Кстати, особое внимание представитель ФТС обратил на то, что такие транспортные средства для личного пользования, как яхты, катера, вертолеты и самолеты, будут облагаться в Таможенном союзе гораздо меньшими пошлинами, чем сейчас. Более того, оформлять эти предметы особой роскоши можно будет в упрощенном порядке.
Дорастаможка авто пойдет на пользу Беларуси?
Безусловно, перспектива доплачивать за ввоз авто на продажу до уровня российской пошлины белорусов не радует. Однако руководитель инициативы «За авто», организатор акции в защиту автомобилистов «Стоп-бензин» Артем Шарков рекомендует пересмотреть свою позицию.
«Для белорусов обязательная дорастаможка при ввозе автомобиля в Россию может быть даже позитивна, — рассказал «Белорусским новостям» А.Шарков. — Не секрет, что многие белорусы поперегоняли из Европы машины для продажи в России. Но когда дорастаможка будет введена в действие, это будет невыгодно — и машины останутся в Беларуси. Ну а куда их еще? В Украине тоже надо платить за растаможку, не в Европу же обратно их везти… В итоге белорусский авторынок будет перенасыщен — а значит, и цены на автомобили упадут».
По мнению А.Шаркова, другие варианты ввоза автомобиля в Россию даже не стоит рассматривать.
«Россия и так идет на компромисс с предложением о временном сохранении белорусских и казахстанских пошлин, на большее она не согласится, — заметил он. — И это логично, что россияне делают все, чтобы сохранить реально действующими свои «заградительные» пошлины. Иначе, зачем они нужны?»
Бывший министр труда, кандидат экономических наук Александр Соснов считает, что новые таможенные правила особо не меняют норм, по которым мы и раньше ездили в Россию. А в единственном новом аспекте — споре о пошлинах на автомобили — «все хороши».
«Это сейчас россияне говорят, что нам придется оплатить разницу между ставками пошлины, а как окажется на деле — еще неизвестно, — высказал свое мнение А.Соснов. — Может они решат взять вовсе и не разницу, а вообще еще одну — российскую — пошлину? Они же могут все что угодно придумать…
Но тут все хороши. Потому что в каком-то смысле те, кто хочет нажиться на продаже машин в России, при этом еще и не оплачивая российскую пошлину, занимаются спекуляцией и залазят в бюджет России. Ведь Россия специально — чтобы покупали их авто, а не подержанные иномарки — ввела такую «защитную» пошлину».
По мнению А.Соснова, у Беларуси и сотоварищи создание единого экономического пространства никак не получается, и вряд ли в ближайшее время получится.
«Тоже самое и в ЕС, между прочим: сколько Евросоюзу уже лет, а многие страны до сих пор продолжают спорить по экономическим вопросам, — рассказал он. — Причем, переводят стрелки на национальные споры. Потому что многие вспоминают о национальных вопросах только тогда, когда им выгодно…»
Все точки расставит президент
Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин заметил, что, несмотря на долгожданное оглашение российской стороной некоторых новых таможенных правил, многое остается непроясненным.
«Надеюсь, все должно определиться после совещания у президента Беларуси, которое должно состояться 28 июня, — предположил В.Карягин. — Да, вроде некое внешнее подобие определенности и согласия есть, вроде объяснили обывателям, как и с чем они будут ездить в Россию, но нас, предпринимателей, волнуют многие нерешенные вопросы. И в первую очередь — это система документооборота. Дело в том, что в России она серьезно отличается от нашей. И какой же она будет в Таможенном союзе? Во-первых, попросту не хотелось бы переключаться на российские стандарты, а потом на европейские. А во-вторых, капитальное изменение системы документооборота может негативно сказаться на системе белорусской логистики, основными принципами которой является быстрое прохождение таможенных процедур».
Как отмечает В.Корягин, все неуточненные данные и неразъясненные вопросы пагубно сказываются на белорусском бизнесе.
«Пока не ясно, что принесет нам 1 июля, — рассказал он. — Мы обращались за комментариями ко многим ответственным структурам и госорганам, но и там толковых объяснений нам пока не дали. Стоит заметить, это стандартная ситуация для периода экономических изменений, касающихся Беларуси. У нас они обычно порождают массу неопределенностей и всеобщее состояние оцепенения. Бизнес становится заложником этого состояния, которое вкупе с традиционным летним спадом деловой активности пагубно сказывается на предпринимательстве».
Белорусские предприниматели ждут в первую очередь «понятного законодательства».
«Все, что нам нужно от государства — нормальное, понятное и прозрачное законодательство, — заметил В.Корягин. — К сожалению, на наш взгляд, оно с этим пока не справляется. Да и к руководству Союзного государства (раз уж все мы — его граждане) тоже достаточно претензий… Активнее надо работать, а не впадать в летнюю спячку!»
Справка «Белорусских новостей». Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России был подписан в Минске 27 ноября 2009 года.
«Таможенный кодекс Таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции», — отмечает пресс-служба ФТС, добавляя, что следует обратить внимание на ряд новшеств.
Парламенты Казахстана и России уже ратифицировали Таможенный кодекс. Ратификация договора Беларусью означала бы принятие этим государством условий России в рамках переговоров по Таможенному союзу. Минск изначально добивался отмены экспортных пошлин на нефть, Москва настаивала на их сохранении. На фоне нынешнего газового конфликта сроки ратификации кодекса белорусской стороной остаются под вопросом.
Как сообщил первый вице-премьер России Игорь Шувалов, вопрос о присоединении Беларуси к Таможенному союзу должен быть окончательно решен во время встречи глав трех государств 5 июля в рамках Межгоссовета ЕврАзЭС в Казахстане.
В то же время Россия сохранит таможенный контроль на границе с Беларусью на некоторые группы товаров до 1 января 2011 года.