Цель, провозглашенная администрацией Обамы едва ли не с самого начала, заключалась в нажатии кнопки "перезагрузки" в американо-российских отношениях. Однако вопрос о том, что мы перезагружаем, фактически полностью игнорируется.
По мнению россиян, им менять нечего. Посол России в США Сергей Кисляк заявил в интервью "Российской газете": "Я не думаю, что наши подходы к Америке существенно изменились. Скорее, американцы увидели, наконец, свои ошибки, и им хватило мудрости начать выводить наши отношения из тупика".
Это было невольное раскрытие тайны. Во время переговоров по СНВ русские выбивали из США уступку за уступкой, ничего не давая взамен. Как сказал старший юридический советник из лоббистской фирмы BGR Government Affairs Стивен Рэйдмэйкер (Stephen Rademaker), "эти переговоры по сути дела были постоянно повторяющимся Рождеством с подарками [для русских]".
Выступая в прошлую среду на мероприятии по политике национальной безопасности США, организованном некоммерческой организацией Foreign Policy Initiative, сенатор-республиканец от Южной Каролины Джим Деминт (Jim DeMint) заявил, что Россия, это "страна, угрожающая многим, но никого не защищающая".
В отличие от России, Соединенные Штаты сегодня предоставляют гарантии безопасности 30 с лишним странам по всему миру. В итоге в силу этих обязательств США обязаны иметь эффективные и надежные силы ядерного сдерживания. Благодаря этому нашим союзникам не нужно создавать собственный ядерный арсенал, что предотвращает распространение ядерного оружия. В этом смысле стратегические обязательства Америки совершенно очевидно отличаются от российских. И тем не менее, в новом договоре СНВ говорится о стратегическом паритете и фактически накладываются ограничения на систему противоракетной обороны США.
Некоторые участники встречи неправильно поняли высказывания сенатора Деминта. Если учесть историю последних десятилетий отношений с Россией, то сенатор Деминт прав, когда указывает, что этим договором мы фактически возрождаем менталитет холодной войны, нашедший свое отражение в доктрине взаимного гарантированного уничтожения. Согласно этой доктрине, если одна сторона начинает ядерное нападение, то другая отвечает тем же, в результате чего обе страны будут полностью уничтожены.
Вместо того, чтобы думать, чем еще порадовать русских, лишь бы задобрить их, администрация Обамы должна сосредоточить внимание и усилия на том, каким образом не стесненная никакими ограничениями стратегическая программа противоракетной обороны будет способствовать делу перезагрузки американо-российских отношений. Что может произойти, если мы решим сократить количество ядерных вооружений, возьмем на себя обязательства по снижению уровня их боеготовности, откажемся разрабатывать новые образцы оружия без крайней необходимости, и ослабим политику "конструктивной неопределенности"? Союзники засомневаются в нашей преданности делу их безопасности. Как это ни парадоксально, наивная цель Обамы создать мир без ядерного оружия будет перевернута с ног на голову.
В целом ПРО это нечто большее, чем защита от ракетного нападения. В сочетании с нашим ядерным зонтиком она крайне важна для предотвращения глобального распространения ядерного оружия.
Следовательно, ПРО играет центральную роль в снижении значения ядерного оружия в общей системе стратегического мышления. Если "дорога Обамы к нулю" это путь в никуда, то комплексная и всесторонняя система противоракетной обороны сделает логику ядерного нападения с применением баллистических ракет бессмысленной и устаревшей. В итоге бессмысленным окажется и создание ядерного оружия.
Отказ президента Обамы от лидерства в важнейших вопросах национальной безопасности просто непостижим. Единственная наша надежда на перезагрузку отношений с Россией на данном этапе состоит в том, что Сенат откажется ратифицировать новый договор СНВ и начнет все с нуля.
Оуэн Грэм – научный сотрудник Института международной политики им. Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис (Katherine and Shelby Cullom Davis Institute for International Policy) фонда Heritage Foundation.