Европа озадачена: она видит перед собой целых две России! Во-первых, есть та Россия, что пытается наладить отношения с деловыми кругами, играет на смягчении дела осужденного семь лет назад за антикремлевское поведение Михаила Ходоровского (некоторые даже надеются на скорое освобождение бывшего олигарха), говорит о своей приверженности международному праву и в частности готовности возместить убытки бывшей дочерней компании «Юкоса», а также стремится привлечь молодых специалистов по высоким технологиям, построив в Подмосковье свою версию американской Кремниевой долины.
Вторая же Россия перекрывает поставки в Европу при наличии малейшей задолженности страны-транзитера. Три перебоя с транзитом газа через Украину и недавний скандал с Белоруссией серьезно подорвали репутацию «Газпрома» как надежного поставщика. Не желая ввязываться в конфликт, Брюссель все же заявил на днях, что подобная ситуация наносит ущерб «всему Евросоюзу», и задумался о скорейшей реализации своих «планов Б»: новой связующей системе трубопроводов внутри ЕС и активизации строительства газопровода «Набукко» для прямого импорта топлива из Средней Азии. Россия, однако, тоже не дремлет и продвигает свои газотранспортные проекты.
Таким образом, с одной стороны мы видим ощутимые подвижки в деле «Юкоса», а с другой – чистой воды силовое давление… Инвестировать в Россию (как это сделали Danone, Sanofi-Aventis, Saint-Gobain и Alstom) или выстраивать с ней стратегическое партнерство (о чем говорил Николя Саркози в ходе своего недавнего визита в Санкт-Петербург) значит идти на немалый риск. От российского медведя всегда можно ждать звонкой затрещины.