Несмотря на существенное давление администрации Обамы, к которому неофициально присоединились Джордж Сорос и Пол Кругман, после угроз ввести экономические санкции в германских СМИ надолго персона нон грата, США не удалось заставить мир прибегнуть к дальнейшим фискальным стимулам. Очевидным победителем в борьбе за стимулы стала канцлер Германии Ангела Меркель, которая впервые после войны открыто продемонстрировала дипломатический вес второй крупнейшей экспортной экономики в мире. Вопрос, что хорошо для упомянутого «мира», уже как-то и не задается: администрация США подвигало то, что ей самой крайне необходимо, не в последнюю очередь из-за набирающей силы у нее дома правой оппозиции, и американцев не интересовало, что Германия после греческого кризиса опасается прежде всего эффекта домино в странах PIIGS, а у китайцев снова пузырь на рынке недвижимости. Точно так же в Торонто себя вели и другие игроки, после того как американцы заблокировали коллективное решение на предыдущих переговорах. Сегодня в быстро меняющемся международном силовом поле многие увиваются за Россией, Евросоюз в конце-концов немецкий, Франция оказалась на второй колее, Великобритания - на третьей, а Обама – в дураках. На ноябрьские выборы его демократы пойдут с огромным дипломатическим поражением, и, пожалуй, единственный способ, как «хромая утка» в Белом доме еще могла бы занять позицию мирового лидера, - это нападение на Иран. Боже упаси нас от этого.
В Чехии в нынешнем положении повод радоваться есть только у тех, кто до смерти ненавидит США. Небольшая обслуживающая экономика в немецкой Европе, постепенно окружаемая «продуктопроводами», идущими с востока на запад, и немецким стремлением построить гораздо более крупную и существенную обслуживающую экономику на территории, которая 60 лет назад справилась с попыткой военного захвата, имеет все шансы столкнуться с тем, что ее полупериферийное положение будет деградировать и дальше.
Почти нет поводов сомневаться в том, что российские субпоставщики конечных немецких производителей могут быть гораздо дешевле чешских, в чем производители примерно 40% чешского экспорта (а еще больше их сотрудники, которым следовало бы начинать интересоваться более высокими российскими зарплатами) видят безрадостную перспективу. Чешская Республика, пронизанная густой сетью коммуникаций с обслуживающей инфраструктурой, как перевалочный пункт для товара между Востоком и Западом и для экспорта многосторонне дотируемого государством и гражданами электричества – примерно так можно завершить картину, вытекающую из последних тенденций, если не произойдет никаких радикальных изменений. В отличие от поляков, чехов Берлин на переговоры с Москвой о новом раскладе сил в Европе уже даже не приглашает – изолированный «стратегический партнер США», который вместе с социальным обеспечением собирается ритуально принести в жертву еще и систему образования и науку, а пока поддерживает транснациональные банки, готовит план по слежке за депутатами и по строительству пригородных концентрационных лагерей для пражских бездомных. Просто эта страна в своей саморазрушительной опереточности уже не стоит должного внимания.
А в последние недели никто не видел чешскую внешнюю политику? Она не была случайно маленькой, коричневой и с диким выражением лица?