У Александра Лукашенко есть повод для беспокойства. Все слышнее становятся голоса, что Кремль хочет выбить его из седла, и в назначенных на 2011 год президентских выборах поддержать кандидата от оппозиции. Это был бы исключительный прецедент: до сих пор, несмотря на частые раздоры между Минском и Москвой, российские лидеры одобряли безраздельную власть сермяжного батьки.
Москва усердствует
Многолетние споры обострились после недавнего газового кризиса. Эксперты удивительно единодушны: долг Белоруссии перед "Газпромом" был относительно невелик и послужил поводом для политической игры, непосредственной целью которой было склонить Минск подписать Кодекс Таможенного союза, в который должны входить Россия, Казахстан и Белоруссия. Лукашенко, несмотря на свои заявления, сильно затягивал дело, чем вызвал у Москвы неприкрытое раздражение. Но это лишь вершина айсберга.
Список взаимных претензий велик: Лукашенко уже много лет пользуется дешевым сырьем, давая Кремлю ничем не подкрепленные обещания. С 2008 года он лавирует в являющемся для России делом престижа вопросе признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Российский бизнес, с аппетитом смотрящий на белорусские предприятия, остается несолоно хлебавши, безрезультатно ожидая приватизации последней крепости СССР. А президент Белоруссии утверждает, что Кремль воспринимает своего западного соседа предметно, видя в нем свою колонию, а не равноправного партнера и суверенный народ.
- Им [российским политикам] нужна только наша государственная собственность, которую они хотят дешево получить, - сказал Лукашенко в интервью каналу "Euronews".
А ведь еще в 90-х годах Лукашенко называл своих граждан "советскими людьми" и обещал им единое белорусско-российское государство, во главе которого он должен был встать после ухода изнуренного болезнью Ельцина. Эти амбициозные планы подпортил ему Владимир Путин, указавший бывшему директору колхоза его место.
Похоже на то, что сейчас Кремль решил пойти дальше. Успешное отстранение от власти президента Киргизстана Курманбека Бакиева, а также хорошие отношения с новым украинским лидером Виктором Януковичем открыли перед Москвой новые возможности для действий на постсоветском пространстве.
Директор колхоза, миллиардер и чеченцы
Однако ошибается тот, кто думает, что дни Лукашенко уже сочтены. Белорусский политик, несмотря на свой сермяжный образ жизни и колхозные манеры, отличается исключительным инстинктом власти. Его рискованные проекты, в которые никто не верил (например, поставки дешевой нефти из Венесуэлы) были осуществлены. У белорусского президента есть влиятельные соратники, а для лидеров СНГ, недовольных растущим доминированием России, он может стать символом сопротивления.
Неслучайно средства на урегулирование газового долга Минску одолжил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Также говорят о хороших отношениях Лукашенко и врага Кремля №1 – Бориса Березовского. Именно эмигрировавший в Лондон олигарх якобы рекомендовал Лукашенко Тимоти Белла (Timothy Bell) – британского пиарщика, который работал, в частности, на Рональда Рейгана и – что еще важнее – отвечал за кампанию по обвинению Кремля в отравлении полонием Литвиненко.
Продолжая придворные сплетни: при посредничестве Березовского Лукашенко якобы наладил контакты с чеченскими боевиками. Сложно сказать, какова в этих слухах доля правды, но действительно (и это уже заметили СМИ): решения, которые могли бы не понравиться Москве объявлялись в Минске незадолго до болезненных для России событий. Так было в 2004 году, когда белорусский президент, несмотря на то, что он исчерпал количество разрешенных сроков, заявил о своем участии в очередных выборах. Тогда глаза всего мира были прикованы к школе в Беслане.
Кремлю, если он действительно планирует сместить Лукашенко, придется потрудиться. Результат остается непредсказуемым, также и потому, что белорусская оппозиция слаба и раздроблена. Ставя на альтернативного кандидата, Москва должна была бы сначала его создать, а, как говорится: из пустого и Соломон не нальет.