Первый официальный визит российского президента Дмитрия Медведева в Вашингтон на прошлой неделе – подходящий повод для оценки нынешних отношений между Россией и США. После вступления в должность президента США Барак Обама сделал одним из приоритетов своей политики и политики своих сотрудников в области международных отношений улучшение связей с Россией и другими иностранными государствами, с которыми у США сформировались прохладные отношения. Наибольшего напряжения отношения между Вашингтоном и Москвой достигли в 2007-2008 годах, в связи с конфронтацией по вопросам планируемого развертывания систем противоракетной обороны США в Польше и Чешской Республике, августовской войны 2008 года в Грузии, и по ряду других спорных ситуаций.
Иран, Северная Корея и другие правительства, несмотря на все усилия администрации по достижению взаимопонимания, сохраняют враждебность к Соединённым Штатам Америки. Напротив, отношения США и Россией, несмотря на то, что в некоторых областях сохраняется двусторонняя напряженность и даже перспектива дальнейшего ухудшения, в целом претерпели значительное улучшение по важным направлениям, к взаимной выгоде обеих сторон.
Отчётливое улучшение можно заметить, прежде всего, в тоне отношений. Российские официальные лица и средства массовой информации перестали ежедневно выступать с разоблачениями США и их политики. Хотя критические комментарии в адрес Америки по-прежнему нередки, но они стали более ограниченными и связанными с конкретной ситуацией. Медведев и Обама, похоже, неплохо поладили на личном уровне, а российский премьер-министр, Владимир Путин, которого американцы нередко винят в спаде двусторонних отношений между странами, в вопросе российско-американских связей благоразумно держится в тени. Широкое обсуждение визита в отсутствие тенденциозных недоброжелательных комментариев способствовало тому, что опрос общественного мнения выявил выраженное улучшение отношения россиян к правительству США и проводимой им политике.
Немалых успехов достигло российско-американское сотрудничество в области ядерной политики и нераспространения ядерных вооружений. Вашингтон и Москва добились подписания нового договора START (договора СНВ в русской аббревиатуре), хотя переговоры по этому вопросу несколько затянулись, и сокращение вооружений оказалось менее масштабным, чем можно было надеяться. Сотрудничество между двумя странами помогло достигнуть довольно успешных результатов на апрельском саммите по Ядерной безопасности в Вашингтоне и на Конференции по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия в мае. В этой области администрация опиралась на прочные достижения администрации Джорджа Буша, добившегося хороших результатов в американо-российском сотрудничестве по вопросам нераспространения в отношении Северной Кореи, по ядерному терроризму и другим угрозам, связанным с оружием массового поражения.
Можно также указать на то, что российское правительство заняло несколько более решительную позицию в отношении иранской ядерной программы. Российские официальные лица не только поддержали новый раунд санкций ООН против Тегерана в конце этого месяца, но и приостановили выполнение своих контрактных обязательств по поставке Ирану зенитных комплексов S-300, несмотря на энергичные протесты иранцев. Израильские официальные лица предупредили, что если Россия поставит Ирану эти системы, Израиль может нанести превентивный военный удар, не дожидаясь, когда система ракетных перехватчиков вступит в действие. Российские аналитики также с большей уверенностью идентифицируют развертывание Ираном ядерных и ракетных сил как источник нестабильности в регионе.
Областью растущего сотрудничества между Россией и НАТО стал Афганистан и даже Средняя Азия. Сложности, переживаемые натовской коалицией в Афганистане, заставили московских политиков понять, что они должны оказывать большую помощь в этой кампании Вашингтону и его союзникам. Российская бюрократия ставит меньше препон в процедуре облегчения использования НАТО российского воздушного пространства с целью оказания помощи правительству в Кабуле. А взрывоопасная ситуация в Киргизии привела к тому, что официальные лица России и США сотрудничают в деле оказания помощи Казахстану в его усилиях по восстановлению стабильности у своего соседа. По слухам, российские лидеры даже отвергли предложение, поступившее от некоторых членов временного киргизского правительства, закрыть США доступ к военной базе в международном аэропорту «Манас» в обмен на российское военное вмешательство на стороне временного правительства.
Отношения между Россией и НАТО, помимо Афганистана, улучшились и в более широком плане. Решение администрации Обамы отложить планы по развертыванию американских противоракетных систем в Польше и в Чешской Республике, а также ослабить прежде весьма энергичные усилия США по достижению в ближайшее время вступления Грузии и Украины в состав блока НАТО окончательно способствовали снижению уровня конфронтации в отношениях между Россией и странами НАТО.
Однако, несмотря на успех в этих областях, двусторонние отношения до сих пор сталкиваются и со значительными проблемами. Следующий сет переговоров по ядерным вооружениям окажется намного более трудным, чем прошлый, приведший к заключению договора СНВ, когда участники переговоров просто исключили ряд наиболее проблемных вопросов из повестки дня, чтобы облегчить неотложную задачу найти срочную замену договору START I, действие которого подходило к концу. В число этих отложенных «на потом» вопросов вошли ограничения по стратегическим средствам противоракетной обороны, по тактическим ядерным боеголовкам, ядерным боеголовкам, не участвующим в развертывании действующих систем, а также возможные ограничения в отношении ядерной политики других стран. Вероятно, Вашингтону и Москве следует выработать новый подход для достижения договорённостей, необходимых для обсуждения этих вопросов, поскольку традиционный подход ведения официальных двусторонних переговоров, нацеленных на заключение имеющих юридическую силу договоров, приведёт к осложнениям по всем этим вопросам.
Что касается Ирана, несмотря на проявленную недавно Россией решительность, пользующиеся влиянием российские бизнесмены, при поддержке правительства, по-прежнему придерживаются тактики углубления отчуждённости между Ираном и Западом с целью консолидации своей позиции как одного из наиболее важных экономических партнёров Ирана. Весьма хрупко и американо-российское сотрудничество в Центральной Азии, которое зиждется преимущественно на опасениях Москвы, что в случае поражения Запада в Афганистане ей и её евразийским союзником придётся столкнуться с серьёзной угрозой безопасности. Если же НАТО удастся в конце концов восстановить стабильность в Афганистане, российские политики могут решить, что больше не нуждаются в американском военном присутствии в этом регионе для ограждения Москвы от региональных беспорядков.
Сохраняются и основные источники напряжения, связанные с европейской безопасностью. Несмотря на свои уступки в области противоракетных систем в Восточной и Центральной Европе, администрация Обамы настаивает на сохранении права США на расширение структуры противоракетной обороны НАТО и США в Европе, если этого потребует обстановка. Российские официальные лица, со своей стороны, продолжают выдвигать требование о переструктурировании европейской системы безопасности, а именно, путем проведения переговоров по новому Договору о Европейской безопасности, который бы привел к отмене преобладающего влияния НАТО в Европе, а также по новому Договору о контроле традиционных вооружений. Москва также отказывается допустить реинтеграцию сепаратистских районов Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии, по крайней мере, до тех пор, пока у власти в Грузии остается президент Михаил Саакашвили, на которого русские возлагают ответственность за начало августовской войны 2008 года.
Наконец, далеки от оптимального уровня экономические связи между Россией и Америкой. Многие американские компания сохраняют настороженность в связи с возможностью плохого обращения российского правительства с зарубежными инвесторами. Москва и Вашингтон проявили неспособность к разрешению своих разногласий относительно вступления России во Всемирную Торговую Организацию. Политика российского правительства, ограничивающая политическую активность внутренней оппозиции, также даёт дополнительные козыри членам конгресса, выступающим против отмены поправки Джексона-Вэника (Jackson-Vanik) и других ограничений в сфере российско-американских экономических связей.
Проблема состоит ещё и в том, что многие российские лидеры полагают, что перезагрузку должен осуществлять преимущественно Вашингтон, – несмотря на то, что именно политика Россия способствовала наступившему в 2007-2008 годах охлаждению между странами. И всё же перезагрузка отношений между Россией и США оказалась наиболее успешной из основных инициатив Обамы. Отношения с Кубой, Ираном, Северной Кореей и Венесуэлой остаются плохими, хотя надо отметить, что основная ответственность за неудачу усилий США в этой области, лежит в основном на правительствах этих стран, особенно Тегерана и Пхеньяна.
Напротив, отношения между Россией и США явно потеплели, как на официальном, так и на неофициальном уровне. Сейчас основная задача заключается в том, чтобы не допустить стандартной динамики событий, когда первоначальное улучшение приводит к завышенным ожиданиям, а это, в свою очередь, ведёт к резкому охлаждению, когда достижение желанного прогресса оказывается более сложным, чем ожидалось. В попытках найти решение в оставшихся областях напряжённости следует, видимо, использовать инновационные подходы вкупе с эффективным управлением ожиданиями.
Ричард Вайц (Richard Weitz) – старший научный сотрудник Хадсоновского института (Hudson Institute) и старший редактор World Politics Review. Его колонка Global Insights публикуется в WPR каждый вторник.