Благовещенск, Россия. Это был обычный арест, заслуживающий всего лишь короткого упоминания в местной газете «Амурская правда». Сотрудникам таможни показалась подозрительной массивная одежда одной из женщин, и при проверке выяснилось, что ее тело было обмотано пленкой.
Удалив ее, таможенники обнаружили контрабандный товар – несколько больших и покрытых мехом медвежьих лап.
Граница между Россией и Китаем была в течение десятилетий закрыта, но в последние годы она со скрипом открывается, что позволило расширить торговлю. Однако открытие границы также создало условия для создания довольно странных трансграничных преступных предприятий, поставляющих в Китай отдельные части тел животных для использования в медицинских, а также в кулинарных целях.
«В настоящее время это очень широко распространилось», - подчеркнул Алексей Вайсман - старший координатор спонсируемой Всемирным фондом дикой природы (WWF) программы Traffic Europe-Russia, в рамках которой осуществляется мониторинг торговли дикими животными. Он имел в виду незаконную торговлю частями тела диких зверей на российском Дальнем Востоке.
Не только лапы медведей, но и их желчные пузыри - они высоко ценятся за их целебные свойства, а также за способность усиливать мужскую потенцию, - а еще лягушки, тигровые кости, олений мускус и гениталии пятнистого оленя – все это каждый день контрабандным способом вывозится в Китай.
Однако именно лапы медведя считаются традиционным блюдом китайцев, и поэтому они являются наиболее распространенным товаром на этом нелегальном рынке, отметил Вайсман. По его мнению, тысячи медвежьих лап ежегодно контрабандным путем вывозятся в Китай.
Хотя это незаконно и для многих россиян оскорбительно, нелегальная торговля, судя по всему, не угрожает крепкой сибирской популяции российских бурых медведей – родственников гризли, и их количество растет, несмотря на торговлю лапами.
Проблема усугубляется тем, что эта торговля, по мнению местных властей, создает контрабандные каналы нелегальной транспортировки для еще двух представителей местной фауны – для амурских тигров и дальневосточных леопардов, существование которых находится под угрозой. По мнению экспертов, существует 450 амурских тигров, и 30 животных ежегодно становятся жертвами браконьеров. В диких условиях осталось всего 40 леопардов.
Эти каналы существуют в разных формах, и они с каждым годом используются все интенсивнее. Контрабандный груз пытаются скрыть среди металлолома в грузовиках, переправляют волоком по замерзшему Амуру в зимнее время, или прячут среди одежды в чемоданах, которые с каменными лицами пытаются пронести через таможенный контроль браконьеры. Тем или иным способом медвежьи лапы попадают в Китай, несмотря на все усилия российских властей.
8 февраля этого года российские пограничники в районе села Ленинское недалеко от границы с Китаем остановили два грузовика, в кузове которых было обнаружено 447 медвежьих лап. Тогда были арестованы двое россиян и один гражданин Китая. Общий вес груза составил 515 килограммов или 1133 фунта.
Здесь, в Благовещенске, несложно приобрести медвежьи лапы. Небрежный вопрос у мясного прилавка поможет установить нужные связи.
Строгий и подозрительный взгляд продавщицы встречает покупателей на одном сомнительном мясном рынке. Под замороженным стеклом находится несколько видов колбасы, котлеты из говядины, замороженные цыплята, а также мясо дичи – мускусный олень, пельмени из медвежатины, дикий кабан. Но, конечно же, настоящие деньги делаются не здесь. «Позвоните вот по этому номеру на стене», - говорит продавщица, указывая на доску объявлений.
Вскоре в притемненном салоне припаркованного внедорожника марки Lexus уже ведутся переговоры по поводу медвежьих лап. «Володя, привет, у тебя есть лапы?, - говорит посредник в трубку сотового телефона. – У меня есть человек, которому нужны лапы». На этот раз не повезло.
«Саша, привет, у тебя есть лапы, - спрашивает он другого источника. – Нет, просто хотят посмотреть». Пауза. «Отлично, мы будет там завтра».
Встреча происходит в полуразвалившемся здании недалеко от дороги со множеством рытвин и колдобин в пригороде Благовещенска. Охотник неслышно появляется в задней комнате, открывает холодильник и показывает товар – четыре крупных замороженных лапы.
Это лапы медведей, незаконно убитых охотниками и браконьерами. Но поскольку экспорт лап запрещен, запрещена и торговля в целом, подчеркивает в интервью министр природных ресурсов Амурской области Юрий Привалов. Он признает, что незаконная торговля, тем не менее, процветает.
Усилия, направленные на то, чтобы перекрыть эти потоки, наталкиваются на мощное сопротивление, связанное с соблазном получения быстрых денег или, как говорят эксперты, с потребностью человека избавиться от синдрома похмелья. Однако только в сибирской деревне это могут назвать легким способом получения денег для покупки спиртного.
«Человеку нечего делать в деревне, - объясняет владелец магазина в Благовещенске Олег Лезин, торгующий чучелами животных. – Он берет собаку, выслеживает в лесу медведя, убивает его и отрезает лапы. Он может продать их по цене 1500 рублей за килограмм. После этого он приходит в город для того, чтобы купить выпивку, и у него все в порядке до следующего медведя». 1500 рублей – это примерно 50 долларов.
Торговля лапами нанесла ущерб охотничьим традициям в Сибири, имеющим глубокие исторические корни, подчеркивает таксидермист. Она превратила благоговейно почитавшуюся традицию в торгашеское мероприятие. Обычно российские охотники на медведя находят берлогу, скрытую в корнях кедра, осторожно к ней приближаются и занимают позицию с противоположной стороны от входа в берлогу. Затем они поднимают шум или бросают зажженный пластиковый пакет. Когда медведь выбирается наружу, фыркая от злости, они выходят из-за дерева и производят выстрелы.
Но теперь, считает он, россияне охотятся ночью и ведут стрельбу из грузовиков, оснащенных прожекторами.
Роман Чикачев, работающий егерем в Благовещенске, рассказал о том, как несколько лет назад некоторые российские охотники пытались выдать желчные пузыри дикого кабана за медвежьи. Обнаружив эту хитрость, китайские покупатели, и без того бывшие подозрительными, стали вести себя при заключении подобных сделок еще более осторожно. Россияне, по словам Чикачева, до сих пор чешут голову и не могут понять, как китайцы смогли отличить эти пузыри?