Они умны, привлекательны, они просто неотразимы. Возможно, их вдохновил на работу в российских спецслужбах небезызвестный бывший разведчик по имени Владимир Путин. Анне Чапман, Михаилу Семенову и другим девяти российским «нелегалам», которым на этой неделе неожиданно было предъявлено обвинение в шпионаже, работа на русскую иностранную разведку могла представляться захватывающим приключением. Мало кто из них подозревал, что задание приведёт их в американскую тюрьму.
Для большинства россиян получить работу в обширных бюрократических структурах страны означает удачу в карьере. Ещё большим ореолом привлекательности овеяна ФСБ, вездесущая российской внутренняя спецслужба. Но самой престижной организацией остаётся по сей день СВР, Служба внешней разведки, российский эквивалент британской иностранной разведки, MI6. СВР отвечает за проведение разведывательных операций за границей, включая организацию «длительной, работающей под глубоким прикрытием» агентурной сети, как раз такой, какую только что арестовало ФБР.
Холодная война, может, и кончилась, но СВР до сих пор предлагает для небольшой элитной группы честолюбивых выпускников нужных вузов с нужными связями карьеру с командировками по всему земному шару. По словам Ольги Крыштановской, социолога из российской Академии наук и эксперта по исследованиям элиты, гламурная репутация службы в значительной степени является наследием советской эпохи. «Люди работали в СВР не просто ради денег и карьеры. Там было много других мотивов, включая прекрасное образование, патриотизм, романтические, героические образы разведчиков в фильмах и романах», - говорит она.
Всем жителям России знаком телесериал 1960-х годов «Семнадцать мгновений весны», в котором российский агент во время Второй мировой войны внедряется на службу в нацистскую агентурную разведку. Имя агента – Макс Отто фон Штирлиц – стало синонимом сотрудника спецслужб, разведчика. Ставший классикой «Подвиг разведчика» военной эпохи, повествующий об офицере советской разведки – ещё один популярный советский фильм, вдохновлявший советскую молодёжь. А для постсоветского поколения есть пример Путина – энергичного российского премьер-министра, популярного, решительного лидера, который для многих стал олицетворением КГБ.
Процесс вербовки в СВР покрыт непроницаемой завесой тайны. Но контакты с российским дипломатическим миром явно дают определённое преимущество – и не вызывает удивления, что отец Чапман служил в российском посольстве в Кении. По словам Крыштановской, управление иностранной разведки КГБ обычно вербовало студентов на последнем курсе университетов, а также перспективных армейских офицеров. Потенциальные кандидаты не то чтобы должны были блистать красотой, но обаяние было одним из необходимых условий. «Вам не нужно быть симпатичным в обычном смысле этого слова. Но вы должны быть привлекательны, общительны и в некотором роде неотразимы», - говорит она.
В советские времена агенты иностранной разведки составляли привилегированный слой уже потому, что у них была возможность выезжать за границу. Кроме того, они изучали иностранные языки. Любой человек, которому удавалось выскользнуть за тесные границы коммунистического блока, автоматически получал более высокий социальный статус. С перестройкой и крахом Советского Союза пятый отдел КГБ – ответственный за репрессивные меры протии в диссидентов и рядовых российских граждан – подвергся широкой критике. Но СВР – основанная в 1991 году – избежала этой участи; её блестящая репутация осталась незапятнанной. «Она работает в тени. Её никогда не рассматривали как угрозу гражданским свободам, и она сохранила свой былой престиж», - говорит Крыштановская .
Разведчики из российских фильмов – конечно, славные парни. Плохие парни – собственно, их и называют «шпионами» - это, естественно, сотрудники спецслужб противника, как правило, американцы или англичане. Конечно, с этой профессией связан неизбежный риск быть схваченным; зато российские спецслужбы гарантируют стабильную занятость. С этой службы никого не увольняют. Зарплата может быть ниже, чем в частном секторе, но гарантированная занятость и регулярная зарплата, особенно во время экономического кризиса, сами по себе значат немало.