Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские эксперты смеются над предполагаемой «шпионской сетью»

Бывшие сотрудники российских спецслужб смущены и встревожены разоблачением ФБР предполагаемой агентурной сети в Соединённых Штатах Америки; по их мнению это событие выявило плачевное состояние профессиональной разведки после развала Советского Союза.

© REUTERS/Shirley Shepherd рисунук группа подозреваемых в шпионаже в суде
рисунук группа подозреваемых в шпионаже в суде
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывшие сотрудники российских разведслужб и аналитики не скупятся на выражение своего презрения в отношении предполагаемой шпионской операции в Соединённых Штатах Америки, внезапно раскрытой на этой неделе ФБР. О чём она больше всего говорит, заявили они на интервью в четверг, так это о плачевном состoянии профессиональной разведки в Федеральной Службе Безопасности, преемнике внушавшему страх КГБ.

Национальный позор. Ничтожный абсурд; трюкачество. И пустая трата денег, помимо прочего. В прежние времена организаторы оказались бы за решёткой. А может быть, и расстреляны.

Бывшие сотрудники российских разведслужб и аналитики не скупятся на выражение своего презрения в отношении предполагаемой шпионской операции в Соединённых Штатах Америки, внезапно раскрытой на этой неделе ФБР. О чём она больше всего говорит, заявили они на интервью в четверг, так это о плачевном состoянии профессиональной разведки в Федеральной Службе Безопасности, преемнике внушавшему страх КГБ.

Владимир Путин за десять лет  своего пребывания у власти попытался восстановить российскую разведслужбу, распавшуюся вместе с Советским Союзом. Немногие бывшие сотрудники разведки говорят, что верят заверениям Кремля, что никакой нелегальной операции не было вовсе; большинство россиян, однако, похоже, склоняются к нелестной для ФСБ версии событий.
Когда мы встретились за чашечкой чая в пустом кафе на окраине Москвы с недавно вышедшим в отставку занимавшим руководителем агентурной сети, согласившимся дать интервью на условиях сохранения конфиденциальности, он, просмотрев распечатку выдержек из аффидавита ФСБ, только покачал головой.

«Да уж, национальный позор и унижение для России и её спецслужб», - сказал бывший офицер, много лет проработавший на Западе, контролируя работу русских агентов. Документы США «вопиют о жалком уровне профессиональной подготовки предполагаемых русских шпионов и тех, кто готовил их к работе».

«Не могу поверить, что они могли пойти на такой цирковой трюк – отправить в Соединённые Штаты компанию явно непрофессиональной молодежи для работы «разведчиками»», - заявил он.

Бывший руководитель разведки, в аккуратном костюме, ладном и неброском, походил скорее на банковского служащего, которого и не припомнишь на другой день после встречи.   

В его дни, продолжал он, таких агентов готовил специальный отдел, и подготовка продолжалась до десяти лет, с тщательной разработкой личной истории, с отработкой иностранного произношения, подробной разработкой семейной истории и связей. Агенты обучались оперативным навыкам, а специалисты готовили им безупречные документы, удостоверяющие личность.

Эта система быстро развалилась после распада Советского Союза. Финансирование было урезано до минимума.

«Агенты сидели по странам, не отправляя никакой информации в центр, не получая инструкций, не имея мотива для продолжения работы и не зная, что делать, - говорил бывший руководитель агентурной сети. – Центр был мёртв, а оставшийся здесь персонал сидел и раскладывал «Солитёр»».

Более трети российских зарубежных разведывательных миссий прекратили свою работу, рассказал Михаил Любимов, работавший советским шпионом в Западной Европе в 1970-х и 1980-х годах, а ныне пишущий романы. Когда администрация Обамы призывала к «перезагрузке» отношений с Россией, обе страны ещё были соперниками, говорит он, «но у нас, похоже, нет человеческих ресурсов, чтобы по-прежнему достойно участвовать в этом соревновании».
 
В телефонном интервью историк Никита Петров охарактеризовал операцию как пустую трату денег, отдающую анахроническим советским мышлением, оказавшуюся в явном противоречии с «желанием кучки авантюристов вести обычную жизнь и строить будущее своей семьи в Соединённых Штатах Америки за счет российских налогоплательщиков».  

Популярный автор и комментатор Юлия Латынина уничижительно назвала предполагаемую операцию «имитацией шпионажа».

«Россия Путина создает имитацию демократии, имитацию империи, а теперь имитацию шпионажа, - сказала она в телефонном интервью. – Единственное, на что путинская Россия даже не претендует, это на имитацию экономики».

«Почему эти молодые люди под вымышленными именами выгуливали своих собак на американских улицах и водили детей в американские школы за наш счёт, - задается вопросом Латынина. – Разумеется, в Соединённых Штатах жить намного приятнее», - продолжает она, предполагая, что обвинённые в шпионаже расскажут все, что только им известно, американским властям и попросят, чтобы их оставили в стране.

Один из немногих, кто придерживается противоположного взгляда на ситуацию, генерал-майор Юрий Дроздов, бывший руководитель нелегальных разведывательных операций, говорит: «Я склоняюсь к мысли, что это провокация, состряпанная спецслужбами США. Они мастера подобных провокаций».

Геннадий Гудков, заместитель председателя Комитета Думы по безопасности, заявил, что дипломаты имели возможность получать из  официальных источников всю ту информацию, для сбора которых были засланы шпионы. Если обвинение окажется справедливым, сказал он, парламент должен провести слушания о том, на что разведслужбы тратят свои деньги.

«В лучшие времена советской истории организаторы и руководители подобных халтурных операций угодили бы в тюрьму, - сказал Гудков, выпускник российской Академии внешней разведки. – А в худшие времена их бы просто расстреляли».

Когда в 1990-х годах было сокращено финансирование и произошло резкое сокращение зарубежных операций, разведчики и инструкторы стали покидать службу, рассказывает бывший шпионский руководитель. Некоторые перешли в лагерь противника, но большинство занялось бизнесом.

«К середине 1990-х в центре остались только очень молодые неопытные ребята и старики, просто отбывающие срок до пенсии, - рассказывает бывший шпионский руководитель. – Качество подготовки немедленно стало снижаться, возросло число неудач и  разоблачений».

Путин, сам бывший сотрудник КГБ, став в 2000 году президентом, увеличил финансирование, и, видимо, намеревался восстановить возможности сети, в том числе для работы на Западе, говорит бывший руководитель русской агентуры. «Но невозможно этого достичь, сразу заслав целую армию шпионов».

Лилия Шевцова, московский комментатор и сотрудник московского центра Карнеги, заявила, что, несмотря на неотложную потребность в модернизации,  разведывательные агентства никак не могут пойти дальше своих воспоминаний о славном прошлом, когда они вербовали  к себе на службу таких агентов, как Гай Берджесс (Guy Burgess) и Ким Филби (Kim Philby).

«Если всё это действительно так, их всех надо поувольнять за разбазаривание народных средств на то, что сейчас мог бы сделать обычный студент с ноутбуком, находясь где-нибудь на Дальнем Востоке, - сказала она. – Этот шпионский скандал выглядит ничтожным абсурдом, не нужным в данный момент ни одной из сторон».