Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Опасность разлива нефти вынуждает Турцию ограничить транспортировку черного золота в своих проливах

Стамбул требует от крупнейших компаний создать резервный фонд в 16 миллиардов евро

Стамбул
Стамбул
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каждый день через проливы Босфор и Дарданеллы проходит 150-200 танкеров. Эти корабли проплывают мимо Стамбула с его 13 миллионами жителей, перевозя в основном российскую нефть. 1 июля турецкое правительство организовало в Стамбуле встречу с крупнейшими компаниями отрасли, чтобы обсудить способы уменьшения транспортного потока и усиления безопасности транспортных путей.

Авария на нефтяной платформе BP Deepwater Horizon в Мексиканском заливе напомнила Турции об уязвимости ее собственных проливов. "Мы не можем допустить никаких происшествий, особенно в Стамбуле", заявил министр энергетики страны Танер Йылдыз.

Каждый день через проливы Босфор и Дарданеллы (они соединяют Черное море с Мраморным и Эгейским) проходит 150-200 танкеров. Эти корабли проплывают мимо Стамбула с его 13 миллионами жителей, перевозя в основном российскую нефть. 1 июля турецкое правительство организовало в Стамбуле встречу с крупнейшими компаниями отрасли, чтобы обсудить способы уменьшения транспортного потока и усиления безопасности транспортных путей. На собрании присутствовали представители пятнадцати корпораций, в том числе BP, Exxon Mobil, Total, ENI, Chevron, "Транснефти" и "Роснефти", а также эмиссары России и Казахстана, которые являются основными поставщиками перевозимой через проливы нефти. С компаний и стран-экспортеров могут заранее потребовать оплатить все риски: правительство намеревается добиться от них создания фонда в 16 миллиардов евро для возмещения ущерба от возможной аварии.

"Неизбежная катастрофа"

Турция уже на протяжении многих лет говорит об угрожающей ее побережью экологической катастрофе. "Катастрофа неизбежна", считает служащий профсоюза моряков Музаффер Сивелек. В 2009 году на входе в Босфор затонули несколько кораблей, а за последние 40 лет здесь дали течь два танкера.

Иногда аварий удается избежать лишь в самый последний момент, что особенно характерно для центра города, где ширина пролива не превышает 500 метров. По словам министра транспорта Бинали Йылдырыма, за последние десять лет поток танкеров вырос на 130%. Каждый год через два пролива проходит 50 000 кораблей и 100 миллионов тонн нефти, что делает их одними из наиболее загруженных в мире. Через турецкие проливы идет около 2% всей потребляемой в мире нефти, подчеркивает директор по морской безопасности Салих Оракси.

"Очевидно, что мы не можем и дальше наращивать объемы перевозок нефти. Географические характеристики нашего региона не соответствуют растущему спросу на черное золото", - уверен Бинали Йылдырым. "Мириться с этим больше нельзя".

Турция хочет, чтобы компании и страны-производители занялись "поиском альтернативных путей" и в частности приняли участие в поддерживаемых Анкарой проектах строительства нефтепроводов. Турция находится на перекрестке энергетических путей, которые идут через Черное море в Европу из Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока. В этой связи в стране создаются новые транспортные маршруты. В 2006 году начал свою работу профинансированный ВР гигантский трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому сейчас идет нефть из Азербайджана (в будущем к нему возможно присоединится и Казахстан). В результате нагрузка на проливы сократилась на 1,2 миллиона баррелей в день.

Еще один нефтепровод идет от болгарского порта Бургас на Черном море до Александруполиса на берегах Эгейского моря. Кроме того, Турция подписала ряд дополнительных энергетических договоров с Россией. С севера на юг страны скоро пройдет трубопровод Самсун-Джейхан, с пропускной способностью в 1,5 миллиона баррелей в день. Этот проект стал результатом соглашения Италии, России и Турции. В мае этого года президент России Дмитрий Медведев также заявил в Стамбуле о своей поддержке инициативы по созданию нефтеперерабатывающего завода в порту Джейхана.