Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

США должны сделать сотрудничество с Россией по ПРО приоритетом

© коллаж ИноСМИсша россия снв договр подписание вооружение
сша россия снв договр подписание вооружение
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После того, как в апреле Америка и Россия пришли к согласию в вопросе о новом договоре о СНВ, следующим шагом администрации Обамы, по-видимому, станет некая форма сотрудничества по противоракетной обороне (ПРО). Последние усилия в этом направлении заслуживают похвалы, так как они потенциально способны укрепить доверие и сотрудничество между двумя державами, а также усилить обоюдную защиту от растущих угроз со стороны Ирана и Северной Кореи.

После того, как в апреле Америка и Россия пришли к согласию в вопросе о новом договоре о СНВ, следующим шагом администрации Обамы, стремящейся к новому стратегическому партнерству с Россией, по-видимому, станет некая форма сотрудничества по противоракетной обороне (ПРО). Последние усилия в этом направлении заслуживают похвалы, так как они потенциально способны укрепить доверие и сотрудничество между двумя державами, а также усилить обоюдную защиту от растущих угроз со стороны Ирана и Северной Кореи. Подобное соглашение помогло бы заключить в будущем новый договор о сокращении ядерных вооружений и стало бы важным шагом по пути к безъядерному миру. Достигнуть такой договоренности будет непросто, однако связанные с ней потенциальные дипломатические, стратегические и политические выгоды дают администрации Обамы основания сделать сотрудничество по ПРО одним из своих ключевых внешнеполитических приоритетов.


Несмотря на то, что идее подобного сотрудничества между Россией и США уже не один десяток лет, с тех пор, как президент Джордж Буш-старший обсуждал в 1992 году со своим российским коллегой Борисом Ельциным «Глобальную систему защиты», ощутимого прогресса достигнуто не было. Частично это было связано со сменой стратегических приоритетов при президентах Билле Клинтоне и Джордже Буше-младшем, а частично с неразработанностью систем защиты от баллистических ракет. Однако, как свидетельствуют "Обзор ядерного потенциала" и "Обзор противоракетной обороны", при президенте Бараке Обаме роль ПРО в американской стратегии безопасности устоялась. Распространение по миру, особенно по Европе, американских объектов противоракетной обороны, и склонность Обамы к сотрудничеству во внешней политике означают, что, похоже, настало время заключить некое соглашение.

Также имело бы смысл начать переговоры до того, как системы ПРО Соединенных Штатов и НАТО разрастутся до такой степени, что станут непреодолимыми препятствиями для американо-российских отношений. Первое время, такое соглашение будет мало на что влиять. Вероятно, на начальной стадии речь пойдет о неких скоординированных, но самостоятельных мерах по защите от Ирана. Однако постепенно дело должно дойти до обмена данными в области раннего предупреждения, и, возможно, даже до определенного сотрудничества в области командования и контроля. Этот процесс значительно укрепил бы безопасность США и России, а также двусторонние отношения между ними и позволил бы усилить давление на международных изгоев, таких как Иран и Северная Корея.


Хотя сотрудничество по противоракетной обороны принесло бы выгоду на самых разных политических и стратегических уровнях, вероятно лучший аргумент в его пользу – те потенциальные последствия, которые оно несет для планов администрации Обамы по ядерному разоружению и достижению «глобального нуля». Необходимо учитывать один простой факт: если не будет найден способ развеять российские опасения по поводу расширения американской глобальной системы ПРО, то Москва как сейчас, так и в будущем, вряд ли пойдет на дальнейшее сокращение своих ядерных арсеналов ниже уровня, указанного в новом договоре о СНВ. Напротив, расширение ПРО только усилит существующую в России тенденцию к росту значения ядерного оружия, как для обороны, так и для сохранения статуса «великой державы».


Участие России в системе ПРО стало бы гарантией того, что американская противоракетная оборона не направлена против Москвы, уничтожило бы ключевой фактор, способствующий сохранению ядерных арсеналов, и потенциально помогло бы установить доверие, которое необходимо, чтобы и дальше сокращать ядерные вооружения. В отдаленной перспективе такое сотрудничество могло бы заложить основы для отхода мира от доктрины сдерживания, основанного на ядерном оружии, и перехода к сдерживанию, основанному на оборонительном, а не наступательном потенциале. В любом случае, без такого соглашения будет трудно добиться даже дальнейшего сокращения арсеналов, не говоря уже о «глобальном нуле».


Впрочем, путь к этому не будет ни прямым, ни легким. Основные проблемы будут в первую очередь политическими. Хотя в США многие сомневаются в том, что Москва заслуживает доверия, и что сближаться с ней будет разумно, главные трудности возникнут с Россий. Во-первых, риторика, направленная против американской системы ПРО, имеет в стране большой политический вес. Во-вторых, готовность России к дальнейшему сокращению ядерного оружия остается под вопросом. В третьих, подобные предложения сотрудничества на фоне пренебрежения в прошлом наверняка заставят российские власти насторожиться.


Что еще важнее, прогрессу будут мешать проблемы с технической совместимостью, проистекающие из многочисленных различий между системами, которые разрабатываются в США и в России. Кроме того, возможно, будет необходимо перенести российскую радарную станцию поближе к Ирану, что опять поднимет вопрос о доступе к важным технологиям. Помимо этого остаются также крайне запутанные и политизированные вопросы командования и контроля над общими объектами ПРО, а также целесообразности взаимного размещения солдат на территории друг друга.


Тем не менее, сотрудничество с Россией по ПРО должно остаться одним из приоритетных для администрации Обамы направлений деятельности. Подобное соглашение позволило бы ей усилить давление на Иран и Северную Корею, добиться дальнейшего сокращения ядерных вооружений, и создать единый фронт на случай будущих внешнеполитических проблем. Нет никаких причин, по которым Россия не может подключиться к американским планам обеспечения безопасности в Европе, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии, хотя добиться этого будет нелегко. ПРО должна стать позитивным фактором, а не препятствием на пути будущих российско-американских отношений и ядерного разоружения.


Эндрю Футтер - аспирант британского Бирмингемского университета и член вашингтонского «Совета за пригодный для жизни мир».