Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вариант силового решения не исключается

Интервью с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым.

© коллаж ИноСМИнахождение компромисса между Азербайджаном и Арменией в вопросе Нагорного Карабаха
нахождение компромисса между Азербайджаном и Арменией в вопросе Нагорного Карабаха
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В интервью министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров высказывает свое мнение о конфликте вокруг Нагорного Карабаха, о демократических принципах, а также о запланированном европейском газопроводе Nabucco.

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров  высказывает свое мнение о конфликте вокруг Нагорного Карабаха, о демократических принципах, а также о запланированном европейском газопроводе Nabucco.

- Frankfurter Allgemeine Zeitung: Господин министр, в последние недели на линии прекращения огня в Нагорном Карабахе происходили перестрелки. Это были первые признаки начала новой войны на Кавказе?

- Эльмар Мамедъяров: К сожалению, это были не первые случаи такого рода. Мы, азербайджанцы, все время и во весь голос говорим о том, это не «замороженный конфликт», как его иногда предпочитают называть некоторые наблюдатели на международном уровне. На линии прекращения огня расстояние между окопами армянских и азербайджанских солдат  в некоторых местах не превышает 40 метров.  Эта ситуация не может продолжаться.  Я уже много раз говорил армянам: если возможен дипломатический прорыв, то лучше сделать это раньше, чем позже.

- В начале июня азербайджанский парламент одобрил новую военную доктрину, в которой ясно  говорится о праве применять силу для «освобождения оккупированных территорий». Является ли этот документ угрозой в адрес Армении?

- Этот документ не является прямой угрозой, однако это реакция на существующую ситуацию.  Любая страна в мире, территория которой оккупирована другим государством,  имеет право применять военную силу. Об этом говорится в 51 статье седьмой главы Устава ООН.

- Если это не прямая угроза, то тогда это косвенная угроза?

- Да. Если территория оккупирована, то государство на основании Устава ООН  имеет право применить военную силу для освобождения этих районов. Все очень просто, и именно поэтому военная доктрина была принята именно в таком виде. Однако мы надеемся, что еще не все дипломатические меры исчерпаны. И мы считаем, что при наличие доброй политической воли с армянской стороны мы можем совершить такой прорыв и создать ситуацию, которая будет выгодна всем – и армянам, и нам, и другим народам в этом регионе.

- Тем не менее Азербайджан время от времени бряцает оружием. Означает ли это, что время, отведенное для дипломатического решения данного вопроса, заканчивается?

- Я не Нострадамус  и я не могу сказать, заканчивается ли это время или нет. Лучший способ покончить с этой военной риторикой состоит в выводе армянских войск с той территории, которая им не принадлежит. Никто не хочет новых страданий, это понятно. Однако на наших встречах с армянами мы приводим аргумент, при помощи которого мы придаем этим переговорам серьезный характер. Мы подтверждаем тот факт, что Азербайджан имеет право освободить оккупированные районы, использую при этом военную силу.  20 процентов нашей территории оккупировано, в этих районах проведены этнические чистки, там больше не осталось ни одного азербайджанца, и поэтому нельзя говорить: «Откажитесь полностью от военного решения». Все возможности рассматриваются.

- Многие специалисты обратили внимание на то, что в новой военной доктрине Азербайджана НАТО упомянута всего лишь два раза, и это сделано не в самых важных местах этого документа. Означает ли это, что интеграция Азербайджана в евроатлантические структуры больше не является для него приоритетом?


- Нет, не означает, и интеграция в евроатлантические структуры продолжает оставаться одним из приоритетов азербайджанской  внешней политики, однако мы должны ясно понимать, что интеграция не означает членство. Наше сотрудничество с НАТО и с Европейским Союзом  будет продолжаться, и это необходимо для проведения тех реформ, в которых мы нуждаемся. Зачем изобретать велосипед? Мы пытаемся во многих сферах жизни перенять европейские стандарты  - от строительства дорог до образования.

- Когда вы говорите с Западом об этой кооперации, думаете ли вы при этом также о правах человека?

- Вне всякого сомнения, а также о демократии. В моей интерпретации демократия означает стабильность. Если удается достичь комбинации этих трех элементов, то тогда начинается процесс демократизации.  Демократия – это развитие общества, развитие мышления людей,  это философия человеческого капитала.

- Был предпринят целый ряд шагов, которые, с точки зрения Запада, были сделаны в неправильном направлении. Речь идет, к примеру, о проведенном в прошлом году референдуме, в результате которого были существенным образом расширены полномочия президента.

- В центре внимания демократии находится воля народа. И референдум стал выражением этой воли народа. Вы хотите сказать, что народ был не прав? Это неправильный подход. Нравится или не нравится этот результат - выражение воли народа есть составная часть демократии.

- В последнее время в Азербайджане прозвучали некоторые критические высказывания по поводу строительства газопровода Nabucco, при помощи которого Европа хочет сократить свою зависимость от российского природного газа. Означает ли это, что Азербайджан отступает от своей позиции?


- Азербайджан не является составной частью проекта Nabucco, однако газ с расположенных в Азербайджане месторождений  может поставляться для транспортировки по этому трубопроводу. Сейчас ведется много споров о том, является ли проект Nabucco реалистичным  или нет. Nabucco – это только один из способов транспортировки природного газа из Каспийского региона - в том числе и из Азербайджана - на европейский рынок. Рассматриваются все варианты транзита – через Грузию и Турцию, через Россию. Все зависит от того, насколько эти возможности реалистичны.

- Nabucco – это политический проект…


- Если это политический проект, то вам следует обсуждать этот вопрос с Брюсселем.

- То есть для вас это не политический проект?

- Мне не нравится, когда происходит политизация вопроса о поставках природного газа.  Азербайджан поддерживает принцип диверсификации. Для нас очень важно, чтобы мы могли осуществлять поставки на европейский рынок по надежным и предсказуемым маршрутам. При этом следует иметь в виду, что существует большое различие между природным газом и нефтью. В случае газа нужно знать весь путь до потребителя. И поэтому это более сложный вопрос, так как в транспортировке участвует большое количества государств, и часто речь идет не только о международных, но и о внутренних делах в этих странах. Чем более политизированным становится проект, тем сложнее его реализовывать.