Победитель на президентских выборах в Польше, состоявшихся 4 июля, представитель правящей партии Бронислав Коморовский накануне выборов заявил, что Варшава не подпишет давно ожидавшийся договор о поставках природного газа с Россией, если на территории Польши будут обнаружены достаточные запасы сланцевого газа. «Если окажется, что у нас имеется достаточное количество сланцевого газа, то мы хотим иметь возможность пересмотреть нашу сделку с Россией или мы вообще выйдем из нее», - заявил Коморовский в ходе теледебатов со своим соперником Ярославом Качиньским – братом-близнецом президента, погибшего во время крушения самолета.
В настоящий момент подсчитано 95 процентов голосов (статья опубликована 5 июля - прим. перев.), и за Коморовского проголосовали уже 52,6 процента избирателей, тогда как за его соперника Качиньского - 47,4 процента.
Качиньский критиковал газовую сделку заключенную правительством, сформированным правящей партией «Гражданская платформа», согласно которой Россия обязуется поставлять ежегодно по 10 миллиардов кубических метров природного газа до 2037 года. При помощи этой сделки предполагается ликвидировать дефицит в объеме приблизительно 2,5 миллиарда кубических метров газа, который, как утверждает теперь Качиньский и другие, может быть покрыт за счет сланцевого газа.
Министр иностранных дел Радослав Сикорский заявил, что Польша может стать очень богатой. «Существует возможность того – и я в данном случае не преувеличиваю, - что мы через 10 -15 лет сможет можем стать еще одной Норвегией», - подчеркнул он в телевизионном интервью в прошлом месяце.
Больше информации об уровне запасов нетрадиционного газа в Польше – труднодоступного газа в твердых породах, сланцевого газа, а также угольного метана, - мы получим после того, как канадская компания Lane Energy начнет в июле пробное бурение в северной части Польши. Эти тестовые работы могут продлиться четыре года, однако потенциальные выгоды могут оказаться огромными. Американские консультационные фирмы считают, что в пластах глинистых сланцев на территории Польши может находиться от 1,5 до 3 триллионов кубических метров природного газа.
Заместитель министра охраны окружающей среды и главный геолог Хенрик Езерский (Henryk Jezierski) занимает более осторожную позицию и считает, что пока нельзя определить истинные объемы запасов сланцевого газа в Польше. Оценки американских специалистов основаны на сравнении геологических показателей на территории Польше с теми частями Соединенных Штатов, где были обнаружены запасы сланцевого газа. «Судя по всему, газ есть, однако для того, чтобы сказать об этом более определенно, мне нужны документально подтвержденные данные», - заявил он в беседе с корреспондентом BNE и добавил, что около 12 процентов территории Польши имеют структуру, благоприятную для образования сланцевого газа.
Европа может располагать приблизительно 14 триллионами кубических метров газа, и треть от этого объема, возможно, расположена в Польше. «У Польши лучшие перспективы в Европе», - отметил он.
Польша уже выдала 58 концессий на проведение геологоразведки с целью обнаружения запасов сланцевого газа, и среди компаний, ведущих эту работу, такие крупнейшие игроки из Соединенных Штатов как ConocoPhillips, Exxon Mobile, Chevron, Marathon Oil, а также польский газовый монополист PGNiG.
Непростая экономика
В Соединенных Штатах сланцевый газ изменил экономическую составляющую газового бизнеса. Хотя о существовании сланцевого газа – небольших по объему месторождений газа, зажатых на глубине двух-трех километров в пластах глинистых сланцев – было известно уже на протяжении нескольких десятилетий, только в последние годы американским компаниям удалось разработать технологию разрыва сланцевых пластов при помощи подаваемой под большим давлением воды, и это позволило извлекать значительное количество газа по разумным ценам. В последние четыре года производство сланцевого газа утроилось, и Соединенные Штаты постепенно становятся экспортером природного газа. Терминалы по перевалке сжиженного природного газа (СПГ), построенные всего несколько лет назад для импорта большого количества газа, теперь либо простаивают, либо перепрофилированы на экспорт газа.
Хотя перспектива стать газовым гигантом и кружит головы некоторым польским политикам, экономическая составляющая этого вопроса весьма сложна. Польша в настоящее время платит около 340 долларов за 1000 кубических метров российского природного газа, однако эта цена может упасть, если производство в Соединенных Штатах будет продолжать расти, и это усложняет вопрос об экономичности проведения буровых работ в Польше, которые могут начаться только через десятилетие или даже больше.
Европейские правила в отношении окружающей среды могут еще больше осложнить процесс добычи сланцевого газа. Правила Евросоюза в области окружающей среды намного более строгие, чем американские, где уже некоторые штаты выражают озабоченность относительно потенциального воздействия добычи сланцевого газа на качество воды. Высказывается также беспокойство по поводу высвобождения метана, то есть одного из парниковых газов, в ходе проведения операций по бурению.
Существуют также юридические различия между Соединенными Штатами и Европой. В Соединенных Штатах владельцы участков земли обычно владеют и правами на запасы полезных ископаемых, которые находятся у них под ногами, тогда как права на полезные ископаемые в Европе принадлежат государству. В результате политически будет сложнее получить разрешение на масштабную добычу сланцевого газа в Польше, так как главные доходы от этого, судя по всему, достанутся крупным иностранным компаниям.
Коморовский, однако, выразил сомнение по поводу сланцевого газа и беспокойство относительно «разрушения живописных частей Польши» вследствие использования таких способов, которые он сравнил с добычей угля на открытых разрезах.
Хотя продемонстрированные Коморовским геологические знания оказались не без изъяна – сланцевый газ не добывается так же, как каменный уголь, - многие разделяют его сомнения. Заместитель премьер-министра и глава Польской народной партии – младшего партнера по правящей коалиции - Вальдемар Павляк (Waldemar Pavlak) выразил беспокойство в связи с ценой добычи этого вида газа. «Сланцевый газ может быть интересен, однако для начала надо определить его стоимость, а также размеры имеющихся запасов», - подчеркнул он.
Езерский также очень хотел бы получить данные перед тем, как делать прогнозы относительно возможности Польши стать газовой сверхдержавой. «Все хотят услышать о том, что Польша может стать вторым Техасом, - отметил он. – Может быть, мы станем им, а, может быть, и нет».