Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Армения после визита Хиллари Клинтон: разочарование без границ

© REUTERS/PanARMENIAN Photo/Handout Хиллари клинтон на встрече с сержем саргсяном во время ее визита в армению
Хиллари клинтон на встрече с сержем саргсяном во время ее визита в армению
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наиболее интригующие подробности переговоров остаются за закрытыми дверями - эта истина подтверждалась уже не раз. Визит в регион Южного Кавказа Хиллари Клинтон, госсекретаря США, исключением не стал. А уж нормы дипломатического протокола, в том числе и неписанные, требуют воздерживаться от громких эпитетов вроде "исторический визит" или "судьбоносные результаты переговоров".

Наиболее интригующие подробности переговоров остаются за закрытыми дверями - эта истина подтверждалась уже не раз. Визит в регион Южного Кавказа Хиллари Клинтон, госсекретаря США, исключением не стал. А уж нормы дипломатического протокола, в том числе и неписанные, требуют воздерживаться от громких эпитетов вроде "исторический визит" или "судьбоносные результаты переговоров".
 
Но ясно, что Джеймс Бейкер посетил нашу страну в то время, когда большинство аналитиков за пределами того, что уже становилось "постсоветским пространством", но еще воспринималось как СССР, спорили, станут ли США проводить активную политику на нестабильном и труднопредсказуемом пространстве распадающегося СССР или же постараются сохранить контроль Москвы над этой территорией и действовать в контакте с Кремлем, с которым к тому моменту существовали весьма неплохие отношения. Визит Бейкера тогда не оставил сомнений: как бы ни складывались отношения с Кремлем, США готовы поддержать рывок к независимости государств постсоветского пространства. Где уже очень скоро стали появляться посольства и офисы коммерческих фирм.
 
В том, что и нынешний визит госсекретаря США Хиллари Клинтон на Южный Кавказ - это далеко не "рядовое" событие, эксперты не сомневаются. В том числе и потому, что в мировой прессе вновь хватает рассуждений, будто бы США сворачивают активность на постсоветском пространстве.
 
Понятно, впрочем, и другое. Визит Хиллари Клинтон - из тех событий, комментировать и анализировать итоги которых "по горячим следам" - дело безнадежное. Однако в чем не приходится сомневаться, так это в том, что США всерьез намерены заняться решением главной проблемы региона - проблемы безопасности. Что в переводе с американского политического лексикона означает куда более активную роль в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
 
С каких позиций в этом вопросе будет выступать Вашингтон, госпожа Клинтон заявляла и в Баку, и в Ереване: неприкосновенность границ и территориальной целостности, уважение принципов Хельсинского акта, неприменение силы и право на самоопределение. То самое, которое в мире, точнее, за пределами Армении, не означает обязательного "отделения" и создания своего государства.
 
Важно и другое: на встрече с госсекретарем США Хиллари Клинтон Эдварду Налбандяну пришлось вспомнить совет Питера Семнеби "выбирать выражения" и воздержаться от жалоб на Азербайджан в связи с последним инцидентом на линии соприкосновения войск. Не говоря о том, что, комментируя ход армяно-турецкого диалога, госсекретарь США Хиллари Клинтон, при всех призывах к его "продвижению" и высоких оценках того, как этому диалогу привержены в Армении (протокольная вежливость - куда без нее), не стала настаивать на том, чтобы Анкара прекратила увязывать этот диалог с карабахским урегулированием. Что уже априори следует считать важной дипломатической победой Азербайджана, значение которой не стоит недооценивать даже на фоне того, что слова "территориальная целостность" в "карабахском контексте" госпожа Клинтон произнесла не только в Баку, но и в Ереване. И в результате представители армянской диаспоры США уже выражают разочарование теми заявлениями, которые сделала госсекретарь в ходе визита на Южный Кавказ.
 
А это значит, что США готовы вести на Южном Кавказе активную политику, и политика эта уже учитывает "выборные интересы" далеко не в той степени, как на это рассчитывали в Ереване.