Еще никогда раньше президентский дворец не отходил так сильно на второй план в вопросах внешней политики. Хотя три месяца назад глава МИД Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) проиграл Брониславу Коморовскому на праймериз "Гражданской платформы", именно ему, а не победившему конкуренту, будет принадлежать инициатива в сфере дипломатии.
Эксперты, с которыми нам удалось поговорить, не сомневаются: у Бронислава Коморовского нет амбиций влиять на внешнюю политику правительства. У него также нет идей, как это сделать.
- Поэтому он будет подходить к своим полномочиям минималистично, и даст свободу действий Сикорскому, - считает руководитель Центра международных отношений Евгениуш Смолар (Eugeniusz Smolar). В подобном духе высказываются бывший глава дипломатии Дариуш Росати (Dariusz Rosati) и евродепутат от "Гражданской платформы" Яцек Сариуш-Вольский (Jacek Saryusz- Wolski).
Министр канцелярии премьера Владислав Бартошевский (Władysław Bartoszewski), со свойственной ему наглядностью, так описывает отношения правительство-президент:
- Польская конституция очень четко определяет полномочия президента во внешней политике, а именно: он должен поддерживать реализацию целей правительства. - Новый расклад Бартошевский сравнивает с частной фирмой. – Если вы откроете филиал в другом городе и кого-то туда отправите, то этот человек будет с вами взаимодействовать, но вы не будете его подчиненным. Это может не быть понятно только мошенниками. Немцы это поняли: как только их президент осмелился сказать одну критическую фразу в адрес правительства, то правительство замолчало, пресса напала, а президент уступил.
Усилению роли МИД рад замминистра Миколай Довгелевич (Mikołaj Dowgielewicz). - Польская дипломатия заиграет слажено, как симфонический оркестр, - говорит он. Первым сигналом нового положения президента во внешней политике наверняка станет осенний саммит ЕС в Брюсселе. По мнению Дариуша Росати президент Коморовский просто на нем не появится, оставив поле действий премьеру и главе МИД. – Это будет возвращение к концепции времен Александра Квасьневского (Aleksander Kwaśniewski) и премьера Лешека Миллера (Leszek Miller), когда президент занимался делами широко понимаемой безопасности и раз в несколько лет принимал участие в саммитах НАТО, а участие в саммитах ЕС оставлял главе правительства, - объясняет Росати. Только тогда Квасьневский пользовался за границей большим уважением, чем Миллер, а Коморовский не может соревноваться в этом отношении с Туском. Росати сравнивает Коморовского с английской королевой, которая также является представителем страны за рубежом.
Коморовский не только не владеет иностранными языками, у него нет особого мнения о внешней политике. Он придерживается общей концепции опоры безопасности государства на членстве в НАТО, а развития страны - на европейской интеграции. В этом отношении он принципиально отличается от своего предшественника, который, наперекор позиции правительства, пытался усилить позицию Польши в союзе со странами Центрально-Восточной Европы и постсоветскими республиками. – Роль нового президента будет заключаться прежде всего в создании благоприятной атмосферы для инициатив правительства, - считает Евгениуш Смолар и приводит пример: завязывание близких отношений с ведущими немецкими христианскими демократами упростит ключевое обсуждение новых финансовых перспектив Европейского союза, где Польше важно сохранение структурных фондов и сельскохозяйственных субсидий.
Сможет ли правительство использовать свой козырь – президента, который его поддерживает? Дариуш Росати в этом сомневается. Он полагает, что помимо идеи Восточного партнерства команде Туска пока не удалось выработать целостной концепции развития ЕС. А это – условие игры с крупнейшими державами Евросоюза.