Задает корреспондент из Англии вопросы политику одной южной страны: почему у Вас в стране столкновения происходят, как вы собираетесь налаживать диалог между конфликтующими сторонами и так далее. И на все вопросы этому политику не очень удобно отвечать, он вынужден оправдываться, защищаться. Чувствовалось, что корреспондент представлял правильную сторону, он явно был уверен, что он имеет право такие вопросы задавать. В то же время другая сторона чувствовала себя не очень уверенно, но отвечать приходилось.
Хотим мы того или нет, в мире де-факто утвердились определенные стандарты, относительно которых и оценивается все остальное. Законодателями этих стандартов являются, прежде всего, развитые страны. Дело зашло настолько далеко, что юрисдикция этих стран перешагнула их собственные границы и стала распространяться на другие страны и даже континенты. Достаточно сказать о Европейском суде, распространении демократии, расширении НАТО, идеологической пропаганде, организации цветных революций и так далее.
Чем вызвано такое расширение влияния и роли развитых стран в мире? После Второй мировой войны Германия была разгромлена, преступный режим был осужден, состоялся Нюрнбергский трибунал. С целью ограничения влияния Германии были созданы два государства. Германия стала раздробленной страной. Не по содержанию, но схематично похоже на то, что произошло с СССР. После распада СССР все было как после войны. Но если сравнить успехи Германии за двадцать лет после войны и достижения России с 1991 года, то это сравнение будет далеко не в пользу России. Почему? Народ другой, руководители другие, условия не такие?
С тех пор Европа стала такой, что она имеет такие стандарты, которых у других нет, и этим определяется положение в мире, влияние и авторитет. Как бы ни хотела сегодня Россия стукнуть кулаком по столу, но от этого толку не будет. Влияние или оно есть или его нет и резкими телодвижениями оно не определяется. Германия не имеет ядерного оружия, но ее влияние в мире огромно и особенно проявилось в последнее время в период кризиса. Нефти и газа у Германии тоже очень мало. В основном все приходится экспортировать.
Если мы возьмем Японию, тоже проигравшую войну, то все знают об экономическом чуде в этой стране, когда буквально за двадцать послевоенных лет она превратилась в одну из самых развитых экономик мира.
После введения рыночной экономики в Китае, он стал развиваться стремительно и это развитие продолжается быстрыми темпами, что может вскоре привести к тому, что Китай потеснит Японию с позиции второй экономики мира. И все-таки вопрос остается, почему Россия не стала таким же тигром, как Германия, Япония или сейчас Китай? А это, как ни крути, определяет место и влияние ее в мире. Разница очень большая - или ты будешь задавать вопросы, почему, или тебе их будут задавать, а ты будешь отчитываться и оправдываться. Или если ты совсем отстанешь от остальных, то тебя просто напросто скушают вместе со всеми природными богатствами. Вопрос этот сегодня становится решающим для судьбы России. Президент Медведев так и сказал - или Россия сможет модернизироваться или ее может не стать. А не стать потому, что ее просто слопают другие акулы и не в фигуральном смысле, а в буквальном.
И вот в этой ситуации, я бы сказал уже очень критической для судеб страны, необходимо подумать о том, почему одни могут, а другие нет. В период социализма авторитет СССР был огромен, была мощная экономика, политическое и идеологическое влияние. Это была супердержава по всем показателям. Сегодня ее нет. Германия тоже была разделена, но она сумела быстро встать на ноги и очень быстро стала развиваться.
А ларчик просто открывался. В Германии большинство людей просто-напросто честно, добросовестно и упорно трудились над возрождением страны. В СССР тоже была идеология , объединяющая весь народ, и самоотверженный труд десятков миллионов люде давал свои результаты. Однако реформы не были проведены своевременно, поэтому разрушилось и идеологичекое единство и страна. В Китае партийное руководство сумело провести реформы, используя весь мощный партийно-государственный аппарат. Народ объединен единой идеей и упорно трудится. Мир прощает Китаю его коммунистическую систему. Сильному прощается многое, и он постепенно устанавливает свои стандарты. Когда сегодня говорят о преступлениях коммунистических режимов, мало кто имеет в виду Китай.
А в России нет единения всего народа на основе единой цели. Государственный аппарат коррумпирован, огромный разрыв между богатыми и бедными. Народ разобщен и каждый выживает, как может. Когда Путин стал президентом, он сразу же все взял на себя и начал работать, как на галерах. Но роль-то руководства не в том состоит, чтобы самому всем управлять, а в том, чтобы народ поднять на великие дела, организовать дело, используя законодательство, идеологию, все рычаги государственного управления, коих в России в руках президента через край. А вот этого нет, и это сейчас просто опасным становится для выживания в условиях, когда вокруг все так сплоченно и настойчиво работают, стремясь к единой цели. Есть вопрос - почему в других странах это делается, а в России нет? Значит ли это, что в России слабое руководство?
Китай не отказывается от коммунистической системы, сохраняя высокую управляемость страны. При всей жесткой вертикали власти управляемость в России слабая и прежде всего потому, что чиновники не служат ее интересам и не связаны с народом в совместной работе по достижению этих целей. Если бы в России перед партийными органами была поставлена задача провести реформы, они были бы проведены за очень короткое время. Они проводили бы реформы в интересах народа и служили бы серьезным препятствием для незаконного обогащения, взяточничества, наркомании и других негативных явлений. Вы скажете, на Западе не было никаких партийных комитетов, а там все развивается быстро. А скажите, почему в Китае, политическую систему не меняют? Не меняют потому, что без нее все может пойти совсем не так и не туда, как сейчас в России.
Сегодня для России все, что могло бы обеспечить обединение народа и единую работу всех органов для модернизации страны, годится, даже если это не очень понравится Западу, даже если с его точки зрения это будет не очень демократично. Вопрос стоит только так - или работа всех органов власти и народа в одном направлении на благо страны или катастрофа. Исходя из этого Россия сама должна определять формы и методы властных структур и организаций для достижения поставленных целей. Достижение быстрых результатов и повышение авторитета России оправдает все издержки критики с другой стороны. Мы бы предложили создание народных комитетов развития по образцу партийных комитетов в СССР или сейчас в Китае.