В XXI веке происходит явное перераспределение сил в мировой экономике. На долю современных развитых стран (США, Европа и Япония), где проживает лишь 14 процентов населения мира, приходится 73 процента мирового богатства и 80 процентов военных расходов. Однако такое впечатляющее господство оказывается нестабильным в долгосрочной перспективе. На горизонте уже появились новые игроки, способные конкурировать с мировыми лидерами.
В 2003 году в исследовательском докладе под заголовком «Мечты БРИК - Путь в 2050 год» главный экономист финансовой компании Goldman Sachs Джим О'Нил (Jim O'Neill) сделал прогноз, что к 2050 году суммарный ВВП Бразилии, России, Индии и Китая превзойдет ВВП стран "большой шестерки" (США, Германии, Японии, Великобритании, Франции и Италии). Тенденция очевидна: с 2000 года квота стран БРИК в мировой торговле (в пересчете на среднюю покупательную способность) выросла с 6 до 25 процентов. В кризис экономика стран БРИК росла, а в США, Европе и Японии падала. За последние десять лет в странах БРИК, в совокупности, была зарегистрирована одна треть мирового экономического роста.
Поскольку эти данные получены в результате простой экстраполяции результатов, прогнозы могут оправдаться полностью, или частично, или не оправдаться вообще. В принципе, любые расчеты на перспективу основаны на гипотезах. Как бы там ни было, в России наблюдается вовсе не рост, а экономический спад. Эта страна сталкивается с проблемами, типичными для европейских держав: развал мощной империи, демографический кризис, сложные межнациональные отношения, неконкурентоспособная экономика (сырьевой ориентации).
По этой причине некоторые экономисты отказываются включать Россию в группу наиболее быстрорастущих и подающих надежды экономик мира и предпочитают использовать другие аббревиатуры: БЮИК (Бразилия, ЮАР, Индия и Китай), ИБЮ (Индия, Бразилия и ЮАР). Американский политолог Параг Ханна (Parag Khanna), автор международного бестселлера «Второй мир: империи и влияние в новом мировом порядке», считает, что США, ЕС и Китай уже получили статус сверхдержав, а другие страны пока только пытаются с ними соперничать.
Вышеупомянутая тенденция еще более ярко проявилась во время мирового финансового кризиса, который, безусловно, ударил по БРИК, но прошел мягче, чем в странах Запада. Быстроразвивающиеся экономики уже возвращаются к высоким темпам роста и отходят от антикризисных программ. Например, Турция, которую ЕС пытается не замечать, продемонстрировала поступательный рост, в среднем, на 7 процентов, что приблизительно в три раза больше, чем в еврозоне. Результаты налицо.
Вопрос не в том, продолжится ли рост этих экономик и догонят ли они страны Запада (что, в принципе, не вызывает сомнения). Важно понять, как это скажется на глобальной политике. Хотя еще рано впадать в пессимизм, но уже очевидно, что в XXI веке нет лидера на мировой арене. В сфере экономики «большая двадцатка» не смогла скоординировать усилия, направленные на поддержку экономического роста и преодоление глобального кризиса. В области безопасности Турция и Бразилия пошли своим путем, выступив против ужесточения санкций в отношении Ирана. В том, что касается экологии, форум в Копенгагене продемонстрировал, что многополярные отношения (предполагающие наличие разных полюсов) не имеют ничего общего с многосторонними отношениями (предполагающими выполнение взятых на себя обязательств всеми сторонами).
В процессе наблюдения за БРИК, возникает вопрос: как следует Западу с ними поступить. Существует три возможных варианта поведения, которые могут быть применены на практике:
1) страны БРИК должны приспособиться к существующему миропорядку;
2) с БРИК нужно объединиться, чтобы изменить базовые принципы современного мироустройства;
3) группу БРИК необходимо разобщить и вызвать между противоречия между ее членами, чтобы сохранить свою мировую гегемонию на максимально длительный срок.
Прежде, чем выбрать один из вариантов, следует понять, какие цели преследует БРИК. Претендуют ли они на лидерство в сложившемся миропорядке или жаждут реальных геополитических перемен? Другими словами, современное мироустройство, где власть сосредоточена в руках сильнейших, им представляется несправедливым, потому что они не удовлетворены своей ролью в нем или потому что оно несправедливо по своей сути? Пока на этот вопрос нет ответа. Ни Запад не знает, чего ждать от БРИК, ни эти страны пока не определились с планами на будущее. Единственная разница заключается в том, что пока Запад пребывает в сомнениях, экономики БРИК продолжают расти. Время играет им на руку.