В газете "Факты&Комментарии" опубликована статья, автор которой отмечает, что Центральная Азия «давно уже стала ареной ожесточенной борьбы за влияние сверхдержав США, России, Китая и Ирана». Иран в своей политике в Центральной Азии и на Кавказе всегда самым серьезнейшим образом учитывал не только свои национальные, но и законные интересы России. Устремления Китая и США, естественно, принимались в расчет, но не по большому счету. В связи с этим даже в своих отношениях с родственной по духу страной - Таджикистаном внешнеполитический подход всегда был очень корректным, чтобы не раздражать своего российского партнера. Взамен Тегеран рассчитывал, прежде всего, на политическую поддержку России на международной арене. Но после того как Россия примкнула к антииранскому альянсу и проголосовала за санкции против Ирана и после того, как с подачи России дорога в ШОС для Ирана была закрыта, Исламская Республика начала корректировать свою политику, исходя из учета собственных интересов, уже без оглядки на Россию.
По мнению обозревателя газеты, Исламская Республика по своему потенциалу и ресурсной базе способна повлиять на ситуацию в любой центрально-азиатской стране. "Очевидно, что Узбекистан не заинтересован в завершении строительства Рогунской ГЭС, т.к. это может привести к росту темпов развития экономики Таджикистана, росту благосостояния и жизненного уровня таджикского народа, к энергонезависимости республики и в конечном итоге к усилению роли Таджикистана в регионе. Скорее всего, Узбекистану придется прислушиваться к предостережениям Ирана. Настоящая экономическая экспансия Ирана в Центральной Азии стартует именно в Таджикистане.
Кроме чисто экономических механизмов влияния, у Ирана имеется и ряд важных политических рычагов, которых не стоит сбрасывать со счетов. Это особое влияние Ирана на представителей Северного альянса в Афганистане, симпатии таджиков и религиозных деятелей умеренного толка самого Узбекистана, части населения Киргизии и, конечно же, практически всех иранцев, заключает автор.
В последнее время усиливается борьба мировых держав за углеводородное сырье Центральной Азии. С одной стороны страны запады, с другой Китай, с третьей стороны Россия, хотят эти запасы сделать своими, пишет газета "Озодагон". Запасы нефти и газа Таджикистана, объемы которого по сравнению с объемами запасов других стран региона не так велики, не обошли вниманием со стороны компаний по разработке месторождений газа и нефти. Американские и российские компании пришли в Таджикистан.
Таджикистан, по официальным данным, обладает запасами более трех триллион кубических метров газа и порядка 200 млн. тонн нефти. Эксперты говорят, что при освоении этих ресурсов Таджикистан не только сможет обеспечить свои потребности в этих ресурсах, но и экспортировать. В публикации отмечается, что за последние два года осваивать углеводородные месторождения пришли российская "Газпром", канадская "Тетис Петролеум", сингапурская "Парвис", шведско-таджикская "СомонОйл", таджикско-американская "ТоджАм".
"Министерство энергетики и промышленности Таджикистана выдало этим компаниям лицензии для освоения более 28 месторождений газа и нефти республики. Министерство даже выдала эти лицензии на бесплатной основе. Он отмечает, что большая конкуренция за освоения месторождения газа и нефти в Таджикистане наблюдается между "Газпромом" и "Тетис Петролеум", которые заявили, что в ближайшие годы Таджикистан приобретет независимость в плане обеспечения своих потребностей газа и нефти. По мнению автора, министерство энергетики и промышленности не осознало конкуренцию среди больших компаний ("Газпромом" и "Тетис Петролеум" - мониторинг). В частности, в соответствии с соглашением с компанией "Тетис Петролеум" 70% добываемых ресурсов принадлежит компании и 30% таджикской стороне. "Неизвестно какова доля Таджикистана в соглашении с российской компанией "Газпром", пишет автор, отмечая опыт с ГЭС "Сангтуда-1", которая на 75% принадлежит российской стороне. Автор добавляет, что министерство энергетики и промышленности Таджикистана должно осознать, что данные запасы являются собственностью народа, а не министерства.
В интервью газете "Нигох" журналист Абдулазиз Восе отмечает, что Россия ощущает, что Таджикистан не признает ее как "стратегического партнера" и хочет различными способами надавить на него. "Россия хочет развивать свои отношения с Ташкентом. Это сближение показало, что это невыгодно Душанбе. Теперь можно уверено говорить, что Ташкент использует давление со стороны Москвы на Таджикистан в свою выгоду.
США также пытаются найти единомышленников среди стран Центральной Азии. Вашингтон уже не верит Ташкенту, так как в прошлом он был то с США, то без них. Киргизия также не может быть последователем Белого дома. Последние события доказали, что Москва различными путями хочет снизить влияние Америки на это государство. США хотят, указывая на слабости Душанбе перетянуть его на свою сторону, и в обмен на молчание об этом заручится поддержкой Таджикистана.
В свою очередь, председатель Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири, отмечает, что о признании Таджикистана нестабильным государством звучит из уст неправительственных организаций США и России. По его словам, эти оценки делаются в отношении деятельности правительства и ответственных лиц, а не Таджикистана как государства, или таджиков как нации.
Премьер-министр Таджикистана Акил Акилов обратился к главе российского правительства Владимиру Путину рассмотреть возможность отмены экспортных пошлин на светлые нефтепродукты для Таджикистана, информирует газета "Азия-Плюс". Однако ответного письма от председателя правительства РФ пока не поступало. Между тем, согласно опубликованной стенограмме одного из последних заседаний правительства России, Владимир Путин уже дал поручение своему заместителю Игорю Сечину рассмотреть просьбу таджикской стороны.
Вице-премьер сразу же доложил, что Федеральная таможенная служба России занята изучением этого вопроса. Напомним, с 1 мая этого года Россия ввела для Таджикистана экспортные пошлины на светлые нефтепродукты в размере $203,7, а в начале июня повысила их до $209,1 за тонну. До этого республика получала горюче-смазочные материалы из России по нулевой ставке. После этого, в начале третьей декады мая цены на ГСМ в Таджикистане за считанные дни повысились на 20%. На данный момент бензин марки АИ-95 продается в Душанбе по цене 4,4 сомони (около $1 - мониторинг), а в регионах цена в зависимости от удаленности от центра еще выше.
В интервью газете "Нигох" директор агентства по контролю за наркотиками Таджикистана Рустам Назаров рассказал о проблемах с наркотрафиком в регионе и деятельности агентства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. По его словам, мировое сообщество предпринимает координацию действий в борьбе с этой угрозой, так как с этой угрозой человечества бороться в одиночку невозможно.
"Основная цель всех одна: сокращение посевов мака и производства наркотиков в Афганистане, - говорит он. - Сегодня Афганистан нуждается больше в культурно-образовательных программах: молодым людям этой страны нужно образование, для этого должны быть активны школы, преподаватели получать достойную заработную плату". Кроме того, по его словам, Афганистану необходимо экономическое восстановление.
По его данным, за последние десять лет страны-доноры выделили Таджикистану на борьбу с незаконным оборотом наркотиков 13,8 млн долларов США, в свою очередь правоохранительные органы Таджикистана изъяли такой объем наркотиков, сумма от реализации которых, по европейским ценам, была бы эквивалентна 1,2 млрд долларов. Назаров сообщает, что из 34 афганских провинций, 20 свободны от наркопосевов. "В трех областях и четырех граничащих с Таджикистан нет производства опия", - говорит генерал.
Говоря о сотрудничестве с другими странами в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, он сообщил, что в конце апреля таджикская сторона предложила создать оперативную группу из числа соответствующих структур России, США, Афганистана и Таджикистана для борьбы с транснациональными организованными преступными группами, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков.
Газета «Таджикистан» сообщает, что в Сочи состоялось пятое заседание российско-таджикской рабочей группы по вопросу защите прав трудовых мигрантов. В работе данного заседания принял участие глава Миграционной службы МВД Таджикистана Сафиало Девонаев. Целью данного мероприятия является выработка стратегии сотрудничества и продвижения инициатив в регулировании трудовой деятельности. Опыт работы обеих стран в вопросах миграции рабочей силы за рубеж, заслуживает особого внимания и изучения отдельных механизмов при разработке четкой системы в вопросах усовершенствования миграционной политики.