Правящая элита Ирана обратила особое внимание на своё внешнеполитическое ведомство после того, как позиции этого ведомства укрепились благодаря структурным изменениям в её стратегиях. Это произошло спустя несколько недель после победы Махмуда Ахмадинежада на президенских выборах 2005 года. Али Хаменеи, духовный лидер Ирана, издал указ о наделении экс-президента Рафсанджани широкоми полномочиями в управлении внешней политикой. Десятки старых дипломатов были сняты со своих должностей и их места заняли молодые специалисты. В Министерстве иностранных дел появилось новое подразделение стратегического планирования с целью оптимизировать механизм принятия решений и сбора сведений. Кроме того, был создал Совет по общим вопросам управления и Комитет ядерной дипломатии.
Это отражает структурные изменения и появившийся интерес Ирана к развитию внешней политики, ведь Иран ищет способы укрепить свои позиции в регионе и в мире. Отсюда и стремление наладить отношения с теми странами, которые согласны с курсом внешней политики Ирана. И главное место в списке таких стран занимают страны Латинской Америки. Углубились и расширились отношения с латиноамериканскими государствами - Венесуэлой, Боливией, Бразилией - чего никогда не случалось до правления президента Ахмадинежада.
Эти рассуждения опираются на одно базовое предположение: такое направление внешней политики Ирана больше связано с внешними факторами, а не самой исторической динамикой развития двусторонних отношений. В этой связи можно сказать, что политика Соединённых Штатов является определяющим фактором для внешней политики Ирана, направленной на расширение связей со странами Латинской Америки.