Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Всё, что вы хотели знать о КГБ, но боялись спросить

© flickr.comкгб
кгб
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Борис Володарский, бывший офицер спецназа ГРУ, отвечает на вопросы журналиста Foreign Policy по поводу задержанных в США российских шпионов-"нелегалов".

Борис Володарский прошёл подготовку офицера спецназа ГРУ — военного подразделения советской разведки. Я встретился с ним в 2007 году в Лондоне, когда собирал материал для своей книги; она тогда писал собственную книгу о том, как в Москве все помешаны на убийствах при помощи ядов, а книга называлась «Фабрика ядов КГБ». Сейчас этот человек, обладающий энциклопедическими знаниями о КГБ и его истории, а также прекрасно понимающий его суть, заканчивает работу над новой книгой под названием «Досье КГБ на Орлова». Я спросил его, не мог бы он ответить на несколько вопросов, касающихся арестованных на прошлой неделе десяти российских «нелегалов», агентов «замедленного действия», заброшенных в США без дипломатической неприкосновенности. На вопросы он ответил.

- Что, по-вашему, в наибольшей степени неправильно понято в истории с "нелегалами", задержанными в США?

- Поскольку большинство людей, включая и журналистов, которые пишут длинные статьи об арестах, ничего не знает о работе российской разведки, как и вообще — о разведке, деятельность членов этой группы производит впечатление набора крайне странных действий, совершаемых как будто бы персонажами плохого фильма про русских. Но многое из того, что показывают в плохих фильмах, к сожалению, правда. Русские действительно любят носить меховые шапки, пить водку, есть икру и ходить в баню с красивыми девушками. К тому же, если не считать пары-тройки инноваций, наподобие сетевых групп «под задачу», сжатых коротковолновых передач и стеганографии, в общем и целом в области шпионажа всё каким было, таким и остаётся. Всё это хорошо и вполне себе работает, если только за тобой уже не следят — но в таких случаях не работает ничего. А общественность, как и журналисты, просто не понимает, что это никакой не фильм — очень большая группа очень опытных агентов ФБР потратила очень много денег налогоплательщиков и очень большое количество времени на то, чтобы раскрыть настоящую группу российских разведчиков, нагло работавших в США и пребывавших в абсолютной уверенности, что их никто не поймает, потому что у них есть образование, подготовка, традиции разведки, а ещё уверенность, что за ними стоят гораздо большие деньги, чем есть у ФБР. Они забыли, что в 2010 году ФБР уже не такое, каким было в 1950-е. И все одиннадцать обвиняемых (Кристофер Мецос, несомненно являющийся офицером управления «С», скрывается) — это подготовленные профессионалы, получившие задание внедриться в американское общество. Это первый случай, когда раскрывают такую большую группировку нелегалов; обычно попадается один, максимум — два агента, а у меня есть документы об огромном количестве незаконных операций на территории США за последние восемьдесят лет как минимум. К этому нужно добавить, что, кроме Фишера/Абеля и Молоди/Лонсдейла, почти никто из них не был успешным. Но, вероятно, нам известно только примерно о пятидесяти процентах проведённых операций и заброшенных агентов.

- Возможно ли, что за операцией стояли какие-то неконтролируемые элементы из Москвы, которые, как отметили некоторые комментаторы, не разобрались в том, какого рода информация имеется в открытых источниках? Другими словами, "нелегалы" — это реликт прошлого или же они и сегодня могут реально достать какие-то ценные сведения?

- Конечно, это никакие не неконтролируемые элементы. Была потрачена масса времени, сил и денег, и всё было сделано по учебникам. Так всегда и бывает. Опять же — могу назвать несколько десятков примеров, когда советских "нелегалов" после соответствующей подготовки забрасывали сначала в Европу, потом почти всегда — в Канаду, а затем перемещали в США.

Что касается сведений. В первую очередь "нелегалы" находились здесь не для сбора информации. Их задачей был контроль над уже завербованными ценными агентами во властных структурах, имеющих доступ к секретным сведениям (ЦРУ, ФБР, прочие разведслужбы, армия, наука, информационные технологии и так далее) или же способных оказывать влияние, скажем, на журналистов или политиков. Служба внешней разведки России имеет ВСЮ информацию, доступную из открытых источников. Так было всегда, но этого никогда не бывает достаточно. Российская разведка стремится заполучить секретную информацию (в области политики, экономики, промышленности, обороны и так далее), а также возможность оказывать влияние на процесс принятия решений и на общественное мнение, сдвигая его в пользу России. Именно поэтому агенты вербуются или же внедряются в организации, ценные с точки зрения секретности или политики.

Задача, которую выполняли "нелегалы", носила тройственный характер: выступать в качестве связных между важными источниками и Центром (напрямую или через СВР), отбирать потенциальных кандидатов для дальнейшего развития разведывательной деятельности и возможной вербовки, а также завязывать контакты, которые позволили бы остальным агентам (членам СВР) или Центру (офицерам разведки, прибывающим под разными личинами, журналистам, дипломатам или учёным, получившим задание от СВР) собирать информацию и/или служить интересам Центра. Также "нелегалы" выполняли ряд технических задач, в частности, снимали жильё для обустройства явок, находили места для тайников, планировали убийства, которые тоже выполняли "нелегалы", но из других отделов того же управления. Также они собирали образцы документов, которые применяли во время тайных операций, и информировали Москву о некоторых стандартных процедурах (покупка дома, устройство на работу, открытие своего дела и так далее).

"Нелегалы" — это никакой не реликт, их всегда применяли очень активно. Последний такой известный случай произошёл в Канадде, там арестовали «Пола Уильяма Хэмпела», когда шло дело Александра Литвиненко (ноябрь 2006 года). Я пытаюсь доказать в «Фабрике ядов КГБ», что операцию по устранению Литвиненко осуществил российский "нелегал". Сейчас "нелегалов" применяют в других «жёстких» странах, плотно контролируемых контрразведкой, например, в Великобритании, но не в «мягких» странах, вроде Австрии или Финляндии.

- "Нелегалов" можно применять не только для внедрения в правительственные или оборонные круги, но и в корпоративные и коммерческие, верно?

- Как уже говорилось, это происходит очень редко, обычно у них другие задачи. Но во многих случаях и дети, при рождении получающие американское гражданство, готовы к внедрению. Из этой группы, судя по всему, только Михаил Семенко попытался внедриться в секретное учреждение, устроившись в нём на работу (к примеру, в Американском совете по внешней политике). Но был случай, когда советский "нелегал" служил послом Коста-Рики в Италии. Подробно его история рассказана в моей следующей книге о досье Орлова. В принципе, проникновение "нелегалов" в корпоративные и коммерческие структуры возможно. В 1960-х «Руди Херриманну» поручили внедриться в Гудзоновский институт.

- "Нелегалы" могут присутствовать и в других странах? Как во времена «холодной войны»?

- Конечно, причём это не обязательно русские. Было много других, особенно из Восточной Германии.

- Как по-вашему, почему их арестовали сейчас?

- Две причины, обе очевидные. Во-первых, Анна Кущенко-Чапман поняла, что связалась с переодетым агентом ФБР, и позвонила своему куратору из миссии России в ООН. Во-вторых, «Ричард Мёрфи» собирался в воскресенье уезжать в Москву, захватив с собой, как полагают некоторые, важные разведданные.

- Администрация Обамы занимается «перезагрузкой» отношений с Россией. Президент Медведев только что вернулся из США. Нет ли противоречия?

- Отнюдь нет. Служба безопасности работает в соответствии с оперативной обстановкой, вне зависимости от того, что происходит в Белом доме, и что об этом думает президент.

- Из всех обвиняемых наибольшее внимание общественности привлекла к себе Анна Чапман. Она — серьёзная разведчица?

- Всё говорит о том, что Анна Васильевна Кущенко начала сотрудничать с СВР вскоре после того, как в 1998 году, в шестнадцатилетнем возрасте, закончила среднюю школу, и до того, как поступила в университет. Её отец — офицер КГБ и СВР, возможно, по линии «Н» (поддержка "нелегалов"), так что всё в обычном порядке. Через год она записалась на курсы при Университете дружбы народов в Москве — оттуда вышли многие советские и российские офицеры и агенты разведки. На втором курсе, в 2001 году, она отправилась в Лондон (что крайне необычно) и быстро подцепила на дискотеке молодого наивного англичанина. После второй встречи она затащила его в постель, и, судя по его рассказам, а также по ещё одному рассказу о применении ею секс-игрушек, в искусстве любви она подготовлена особенно хорошо. Она рассказывала англичанину, как сильно его любит, уезжая в Москву, обливалась слезами, быстро сделала приглашение, а когда он приехал, то в марте 2002 года они поженились без обычных формальностей.

Поселившись в Лондоне (и сохраняя статус студентки в Москве), она некоторое время работала на нескольких работах, подрабатывала, была, в частности, секретаршей в хеджинговом фонде и в частной авиакомпании. Через три года она бросила мужа, ушла к молодому французскому плейбою, который водил её в роскошные частные клубы Лондона, и там она завязала правильные знакомства. Ещё он посоветовал ей открыть интернет-агентство недвижимости. В 2004 году она чудесным образом закончила университет (хотя не посещала занятий, а жила в Лондоне), в 2007 году вернулась в Москву, открыла это интернет-агентство там, а потом, в феврале 2010 года, открыла такое же в Нью-Йорке, потратив на это миллион долларов, полученный от инвестиционного фонда, существующего при поддержке Кремля. Почти сразу после этого она начала отправлять со своего ноутбука отчёты куратору в Нью-Йорке. Это длинная, интересная история, о ней стоило бы написать больше.