Российский империализм стал новой жертвой мирового экономического кризиса. За короткое время российская опасность для Эстонии резко уменьшилась, и сейчас военную опасность России для Эстонии можно считать весьма незначительной.
Поворотным моментом здесь можно считать последние события в Киргизии, когда Россия не посчитала нужным вмешаться в этнический кровавый конфликт между киргизами и узбеками. Это несколько удивило, поскольку вмешательство России поддержало бы новый режим Киргизии и подкрепило бы устремления Москвы к сохранению влияния в бывших союзных республиках. Но солдат Россия не послала.
По сравнению с событиями двухлетней давности в Грузии перемены поразительные. Грузинская война оставила впечатление, что Россия непременно будет использовать любую возможность, а при необходимости и насилие, для того чтобы увеличить свое влияние в соседнем регионе. Еще прошлой осенью россияне и белорусы провели крупные совместные учения у границ государств Балтии. Как правило, проведение таких учений это плохой знак.
Пару лет назад обитатели Кремля думали, что цены на нефть будут расти бесконечно, и поток денег в российский государственный бюджет не иссякнет никогда, что позволит расширять свое влияние за пределы страны. Именно на пик этой фазы самоуверенности пришлась война с Грузией, а прошлогодние военные учения у границ Балтии — это отголосок того времени.
Однако и во времена самых высоких цен на нефть бросалось в глаза, что Москва старается расширять свою сферу влияния, так сказать, задешево. Деятельность сосредотачивалась, в основном, на пропагандистских мероприятиях, таких, например, как полеты стратегических бомбардировщиков у границ стран НАТО, грозные речи и постоянное требование чего-то.
Существенными вещами, как, например, развитие российской промышленности и модернизация вооружений, занимались мало. Грузинская война происходила в регионе, битком набитом лучшими военными частями российской армии. Грузинскую войну для России было удобно и легко вести в смысле логистики.
Кыргызстан расположен далеко от основной российской территории и длительное время держать там войска было бы значительно сложнее, чем вести войну у своих границ с Грузией. Нынешнее снижение агрессивности российской внешней политики объясняется тем, что мировой экономический кризис поколебал самую основу путинской власти — общий рост благосостояния россиян. Сохранение власти внутри самой России всегда было приоритетом, расширением власти за пределы страны российское руководство занимались лишь во вторую очередь.
Поскольку коррупция, стареющие инфраструктура и население лишь усиливают российские проблемы этого десятилетия, то сейчас мы можем спать спокойно.