В столице Казахстана Астане под несколько приглушенные звуки фанфар было заключено очередное многостороннее соглашение об экономическом сотрудничестве между некоторыми из стран-наследниц Советского Союза.
На встрече Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) три его члена (Белоруссия, Казахстан и Россия) из пяти (остальные — это Таджикистан и Киргизия) подписали договор о вступлении в Таможенный союз.
Россия надеялась, что о вступлении подумает хотя бы Киргизия, но начавшиеся недавно и продолжающиеся по сей день политические неурядицы в этой стране сделали невозможной всякую подготовительную работу. К тому же к этой перспективе скептически относятся мелкие и средние предприниматели из Киргизии, потому что их страна уже состоит во Всемирной торговой организации (ВТО), а Россия — нет. Армения и Украина выслали на встречу ЕврАзЭС свои делегации в качестве наблюдателей.
Если бы Киргизия вступила в таможенный союз, то его состав полностью совпадал бы с составом так называемой «группы четырёх», образованной в рамках Содружества независимых государств в начале 1990-х, когда за роспуском Советского Союза последовал экономический развал.
«Группа четырёх» фактически была многосторонним фундаментом для провалившихся попыток восстановить таможенный союз некоторых членов СНГ в конце 1990-х, результатом которых стало возникновение более малочисленного ЕврАзЭС в 2000 году. Похоже, что ЕврАзЭС чем дальше, тем больше берёт на себя экономические функции СНГ, во всяком случае — на бумаге. Заключено трёхстороннее соглашение о создании суда ЕврАзЭС, в который три страны будут обращаться вместо экономического суда СНГ.
По документам, подписанным тремя сторонами, к началу 2012 года будет создан единый рынок товаров, труда и инвестиций. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил ввести «безналичную» валюту под названием «евраз» (от русского слова «Евразия»), но, скорее всего, от этого ничего бы не поменялось.
Идея с «евразом» — это, похоже, то же самое, что «конвертируемый рубль», который использовался в странах СЭВ в советскую эпоху исключительно в качестве бухгалтерской единицы, чтобы уравнивать национальные бюджеты друг с другом. В западные валюты этот рубль не конвертировался, более того, в отличие от настоящего советского рубля, он не конвертировался ни во что, что можно было унести в кармане и купить на это хоть что-нибудь в регионе.
Российские наблюдатели предполагают, что, хотя инициатива создания таможенного союза в рамках ЕврАзЭС была выдвинута довольно давно, на активные действия Москву подтолкнула инициатива Евросоюза «Восточное партнёрство», запущенная весной 2008 года. Программа ЕС по восточному партнёрству была неизбежным продолжением «политики европейского соседства», распространявшейся на бывшую советскую зону и за её пределы, на Ближний Восток и в Северную Африку вдоль побережья Средиземного моря. Однако туда включались также и Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина.
«Восточное партнёрство» придумали затем, чтобы ЕС сосредоточился на этих странах, имеющих друг с другом больше общего, чем с другими странами «соседства». На самом деле новую инициативу сперва позиционировали как «восточное измерение "соседства"», но потом «партнёрам» решили предложить соглашения об ассоциированном членстве в ЕС и о зонах свободной торговли, что привело бы в итоге к экономической интеграции, либерализации визового режима, сотрудничеству в области энергетики и появлению программ регионального развития при поддержке ЕС, включая содействие малому и среднему бизнесу.
Баронесса Кэтрин Эштон (Catherine Ashton), ставшая во главе дипломатических служб Евросоюза, проявила непоследовательность и глупость, ликвидировав должность специального представителя ЕС в Закавказье, которую сейчас занимает Питер Сименби (Peter Semenby).
В июне 2009 года Белоруссия, Казахстан и Россия договорились о едином таможенном тарифе, каковое решение вступило в силу в июле этого года. Пока неизвестно, каковы будут последствия для процесса вступления России во Всемирную торговую организацию, а также для торговли с ЕС. Новое соглашение — это далеко не первая попытка создать некий международный институт для экономического сотрудничества между некоторыми из «новообразованных независимых государств» (этот термин употребляется в международном праве, хотя они уже давно не новообразованные) или стран-наследниц СССР.
Сам Таможенный кодекс вступает в силу 6 июля — президент Белоруссии Александр Лукашенко принял условия России по урегулированию спора вокруг платы за энергоносители и экспортные пошлины. Остальные две страны подписали соглашения ещё в начале июля.
Сначала Лукашенко говорил, что российские экспортные пошлины не должны взиматься из-за Таможенного союза, а потом предложил расплатиться натурой (к примеру, сельскохозяйственной техникой), а не деньгами. Начиная с 21 июня Россия даже начала снижать поставки газа в Белоруссию. Тогда Лукашенко капитулировал.
Участие Белоруссии крайне важно, потому что от этого проект получает видимость многосторонности, хотя на самом деле он, как и многие имевшие место в прошлом похожие проекты кооперации и интеграции, отражает главным образом поиск Россией и Казахстаном путей регулирования взаимных экономических отношений.
Таким образом, посреди всей путаницы постсоветского периода, существовала не только «группа четырёх», попытавшаяся организовать собственный таможенный союз в 1990-х; даже раньше, чем она, в 1994 году, Казахстан, Киргизия и Узбекистан сформировали Среднеазиатский союз, имевший политические и экономические задачи.
В 1998 году к нему присоединился Таджикистан, и организация была переименована в Среднеазиатское экономическое сообщество, а в 2002 году — в Среднеазиатскую организацию сотрудничества в составе Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, а с октября 2004 года — и России. В октябре 2005 года, наконец, САОС была инкорпорирована в ЕврАзЭС, хотя в новую организацию Узбекистан вступать не стал.
Таким образом, специалисты по экономике и торговле из соответствующих стран, обычно имеющие высокий уровень подготовки, уже привыкли к бесконечным реорганизациям, позволяющим им публиковать очень профессионально составленные административные документы, которые в итоге не влекут за собой никаих последствий из-за плохой институционализации процедур или из-за иррационального поведения политических структур, управляющих бюрократическими органами, внутри которых они существуют.
Все эти страны преследуют преимущественно свои собственные интересы, пытаясь расширить свои сферы влияния под маской многостороннего подхода. Если новая организация не поможет им реализовывать эти цели, то она окажется мертворожденной — что, похоже, в последние годы и происходит с Шанхайской организацией сотрудничества, в состав которой входят Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан, тогда как многие другие сопредельные и удалённые страны имеют в ней статус наблюдателей, партнёров по диалогу и гостей.
Доктор Роберт Катлер, учившийся в Массачусетском технологическом институте и в Мичиганском университете, занимался научной и преподавательской работой в университетах США, Канады, Франции, Швейцарии и России. Сейчас он работает старшим научным сотрудником в Институте Европы, России и Евразии при Карлтонском университете (Канада), а также оказывает частные консалтинговые услуги в целом ряде областей