В нашей колонке от прошлой недели, мы предположили, что с раскрытием «разветвленной сети нелегальных агентов» в США американцы начнут искать «красных» не просто под каждой кроватью, а, наверное, даже меж собственных простыней.
Мы заявляем, что на момент написания той колонки мы еще ничего не знали о рыжей бестии Анне Чапман, но мы уже столько работаем с новостями, что сразу поняли: в шпионский скандал никто не поверит, если хотя бы одна «русская шпионка» не окажется роковой красоткой. А заставить людей поверить в историю было главной целью тех, кто ее «раскрутил».
Один из основополагающих принципов современной журналистики – «всегда давай аудитории только то, что она готова проглотить».
Менее циничная формулировка звучит так: «всегда оправдывайте ожидания аудитории».
На протяжении десятилетий американской публике подавали через СМИ две идеи: первое - Советский Союз (Россия) обладает очень мощным оружием; второе – советские (российские) шпионы – мастера своего дела.
Но бояться американским обывателям было нечего, ведь вооружение США не уступало советскому, а на страже страны стояли смельчаки, всегда готовые противостоять красной угрозе. От среднестатистического американца требовалось только за всё это платить.
И они платили. Платят по сей день. Платят настолько щедро, что затраты США на военные нужды (оборонный бюджет) сегодня в десять раз превышает суммированные военные бюджеты стран, занимающих по этому показателю места со второго по одиннадцатое (включая Россию).
Авторы чернового оборонного бюджета США на 2011 год рекомендуют потратить целых 567 миллиардов долларов.
Этот счет не включает войны в Афганистане и Ираке, за них американцы заплатят отдельно.
Бюджет же разведки и контрразведки США – цифра секретная. Её положено знать лишь ограниченному кругу лиц.
Бюджет и численность персонала Управления национальной безопасности США, например, официально засекречен.
ФБР – немногим более открытая организация. Изучив её бюджет можно выяснить, что в 2010 году, например, агентство затребовало 4,6 миллиарда долларов «на противодействие терроризму и шпионажу» (расследования крупных преступлений финансировались отдельно). Также ФБР запросило разрешение увеличить численность своего персонала на 1389 агентов для борьбы со злом, ставящем под угрозу «Бастион свободы».
Никому не ведомо, каков настоящий процент успешных операций ФБР в борьбе с иностранными шпионами и международными террористами, но за последние месяцы бюро претерпело публичное унижение уже дважды.
Первый случай был связан с практически увенчавшейся успехом попыткой Умара Фарука Абдулмуталлаба подорвать себя в самолете, а второй – с попыткой Файзала Шахзада взорвать напичканный взрывчаткой фургон на Таймс-сквер в Нью-Йорке.
В обоих случаях многослойная и совершенно никчемная система контрразведки не смогла предотвратить преднамеренные теракты – и лишь недостаток опыта использования взрывчатых устройств спас жизни людей. Напрашивается логичный вывод: кому-то в разведывательном сообществе США очень нужна была история успеха.
И нужна была настолько, что они прибегли к аресту людей, за которыми, как они сами признали, они следили на протяжении десяти и более лет и доказательства нарушения закона которыми весьма неубедительны.
Конечно же, арест девицы двадцати с чем-то лет обеспечил ажиотаж со стороны печатных изданий, которые с радостью поместили сюжет на своих первых полосах.
Для многих этого более чем достаточно, чтобы поддерживать правое дело «наших ребят».
Но невозможно скрыть тот факт, что самое страшное, что сделала «изощренная сеть нелегальных агентов», - это принесла поток незарегистрированных денег в США.
Деньги, на которые эти люди жили, а не покупали сверхсекретную информацию в США.
Но кому, какое дело. «Кругом шпионы КГБ!» - когда моя следующая зарплата?
....Это подводит нас к тому, что в выигрыше остаются СМИ и силовые структуры.
Кто же тогда в проигрыше?
По сути, все остальные.
Десятки миллионов американских обывателей, которые оплатят эти расходы.
А также те, кто будет говорить об угрозе шпионажа со стороны России вместо того, чтобы, например, обсудить увеличения числа безработных в США на 125 тысяч только за июнь.
И все же, самым крайним во всей этой эпопее оказывается ни кто иной, как президент Барак Обама.
Похоже, что этот человек прекрасно понимает, что время сверхдержав подходит к концу, и, тем не менее, будет вынужден утверждать и поддерживать расходы на оборону и разведку, являющиеся, по сути, пережитком времен холодной войны, а не сегодняшней реалией.